Все о гитарах Ibanez USA

Содержание

1. История серии USA Custom

2. USA Custom Graphic Design (UCGR) и MetalDesign (UCMD)

3. USA Custom American Master (UCMA)

4. USA Custom Exotic Wood (UCEW)

5. USA Custom Roadstar Guitar (USRG)

6. USA Los Angeles Custom Shop (LACS)

7. Prototype & Special order

8. Serial numbers

9. Non USA Custom Ibanez

10. Полезные ссылки

 

1. История серии USA Custom

В период с 1989 по 1996 годы c перерывом в 1993 году японская компания Ibanez предприняла попытку вторжения на американский рынок заказных инструментов. Модельный ряд был представлен 5 сериями электрогитар - USA Custom Graphic Design (UCGR), USA Custom MetalDesign (UCMD), USA Custom American Master (UCMA), USA Custom Exotic Wood (UCEW) и USA Custom Roadstar Guitar (USRG). Ввиду отсутствия собственных производственных мощностей для изготовления каждой серии использовались различные аутсорсинговые фабрики в Калифорнии и Пенсильвании.

По звучанию американские Ibanez указанных лет не имеют ничего общего с выпускающимися в настоящее время азиатскими имитациями гитар под тем же брендом. Взяв в руки инструмент одной из перечисленных серий вы сможете забыть поговорку о том, что звучание Ibanez такое же плоское, как его гриф.

Рис. 1. Каталог Ibanez USA Custom Graphic Design и MetalDesign (1989)

Рис. 2. Каталог Ibanez USA Custom Graphic Design, MetalDesign и Exotic Wood (1990)

Рис. 3. Каталог Ibanez USA Custom American Master (1990)

Рис. 4. Каталог Ibanez USA Custom Graphic Design (1991)

Рис. 5. Каталог Ibanez USA Custom Graphic Design (1991)

Рис. 6. Каталог Ibanez USA Custom MetalDesign (1991)

Рис. 7. Каталог Ibanez USA Custom Exotic Wood (1991)

Рис. 8. Каталог Ibanez USA Custom American Master (1991)

Рис. 9. Каталог Ibanez USA Custom Graphic Design (1992)

Рис. 10. Каталог Ibanez USA Custom Exotic Wood (1992)

Рис. 11. Каталог Ibanez USA Custom RG (1995)

Рис. 12. Каталог Ibanez USA Custom RG (1995)

 

2. USA Custom Graphic Design (UCGR) и MetalDesign (UCMD)

Две первые серии UCGR и UCMD в отличие от большинства других USA Custom производились на японском заводе FujiGen и лишь собирались и красились в США на калифорнийской фабрике Hoshino Gakki, во многом сохраняя аутентичную конструкцию Ibanez RG 550 образца 1987 года c корпусом из липы, кленовым грифом, фурнитурой Gotoh (под маркой Ibanez Edge), электроникой DiMarzio и различными рисунками на верхней деке. В 1991 году произошёл рестайлинг и на гитарах стали использовать закруглённую пятку грифа, облегчавшую доступ к верхним ладам (All Access Neck Joint), в связи с чем серийный номер переехал с пластины пятки на голову грифа, а также сменился логотип на самой голове. Инструменты продержались на конвейере с 1989 по 1992 годы.

Рис. 13. Стандартная пятка грифа

Рис. 14. Закруглённая пятка грифа

Рис. 15. Классический логотип

Рис. 16. Рестайлинговый логотип

Рис. 17. Серийный номер на пятке

Рис. 18. Серийный номер на голове

На выбор заказчика были представлены различные корпуса с одним, двумя и тремя датчиками DiMarzio (13 моделей), которые можно было сочетать с разными грифами - с обычной и реверсной головой, с кленовой или палисандровой накладкой, с инкрустацией в виде точек либо акульих плавников. Помимо этого было предложено около 50 разных вариантов окраски деки, выполняемых вручную знаменитыми мастерами Dan Lawrence, Rick Kleemann, Pamelina и O Connel, работавшими также на Custom Shop для Fender, Jackson, Hamer и др. На выходе заказчик получал достаточно уникальный инструмент с очень удобным тонким грифом Wizard либо SuperWizard, мощными звукоснимателями DiMarzio и надёжной фурнитурой Gotoh.

На металлической пятке грифа не всегда был выбит серийный номер, а выбитый номер часто не совпадал с серийником на голове. Объяснить это можно тем, что номера на голове отвечали за год создания и партию грифов, а металическая пятка за год сборки гитары. Поскольку серийный номер представлял собой обычную наклейку без покрытия лаком, не редки случаи, когда такие наклейки просто отрывались и терялись, что в принципе не мешало по другим признакам отличить американскую гитару от японских и корейских собратьев.

Рис. 19. Гитара без серийного номера

 

Галерея USA Custom Graphic Design (UCGR):

 

Necromancer castle

 

Pile of skulls

 

Sphere of music

 

Street wise

 

Ice world

 

Unrevealed consciousness

 

Chopper

 

Last sigarette

 

Skull face

 

Surprise

 

Cosmic swirl

 

Галерея USA Custom MetalDesign (UCMD):

 

Golden dragon

 

Grey snake

 

Lizzard

 

Leopard

 

Silver peacock

 

Tiger

 

3. USA Custom American Master (UCMA)

Третья серия UCMA представляла собой гитару со сквозным кленовым грифом, резко выделяясь на фоне всех выпускавшихся в то время американских инструментов Ibanez. На поздних версиях между двумя кусками клёна применялась вклейка амаранта либо ореха, а для склейки с крыльями шпон из ореха или эбони. В качестве материала корпуса использовались американская липа либо махогони с кленовым топом. При этом предсерийные прототипы American Master изготавливались вручную мастером Roger Gresco путём приклеивания к предварительно склеенному 3-х кусковому топу сквозного грифа и крыльев корпуса, ввиду чего сегодня они особенно ценятся коллекционерами. В дальнейшем производство было перенесено на калифорнийскую фабрику Wildwood Manufacturing и с головы грифа исчезло название серии. Инструменты продержались на конвейере с 1989 по 1992 годы.

Рис. 20. Сквозной кленовый гриф

Всего было представлено 4 различных версии American Master со сквозным грифом. На первых двух MA2HSH и MA3HH серийные номера крепились теми же наклейками сзади грифа, а основной отличительной чертой являлся логотип American Master с лицевой стороны головы грифа.

Рис. 21. Логотип на голове грифа

Две поздних версии MA1FM и MA1QM имели красивый огненный или волнистый кленовый топ на деке, логотип USA CUSTOM на лицевой стороне головы грифа (такой же, как на поздних UCGR и UCMD) и серийник, выбитый на тыльной стороне головы вместо наклейки.

Рис. 22. Серийный номер на голове грифа

Ещё одной интересной особенностью двух последних American Master стало изменение формы кармана под электронику.

Рис. 23. Карман темброблока

 

UCMA - USA Custom American Master

 

MA1FM

MA1QM

MA2HSH

MA3HH  (MA3HSH)

List Price

$1899.95

$1899.95

$1299.95

$1599.95

Color

Natural (NT)

Natural (NT)

Solid Black (BK), Sovereign Blue (SB)

Cherry Sunburst (CS), Transparent Blue (TB), Transparent Purple (TP)

Body Material

Mahogany w/ Flame Maple top

Mahogany w/ Quilted Maple top

American Basswood

Mahogany w/ Maple top

Pickguard

None

None

None

None

Pickup Color

Black

Black

Black

Black

Knobs

Black Plastic

Black Plastic

Black Plastic

Black Plastic

Inlays

Pearl Dot

Pearl Dot

Pearl Oval

Pearl/Abalone Rectangle

Fretboard

Rosewood

Rosewood

Rosewood

Rosewood

Fret Wire

Jumbo

Jumbo

 

 

Neck Wood

3-piece Maple Purple Heart

3-piece Maple Purple Heart

1-piece Maple

1-piece Maple

Neck Type

American Master Neck Thru-body

Neck Joint

AANJ - thru body

AANJ - thru body

AANJ - thru body

AANJ - thru body

Hardware

CosmoBlack (CK)

CosmoBlack (CK)

Black (BK)

CosmoBlack (CK)

Pickup Config

H-S-H

H-S-H

H-S-H

H-H

Pickup, Neck

H: DiMarzio PAF Pro

H: DiMarzio PAF Pro

H: DiMarzio PAF Pro

H: DiMarzio PAF Pro

Pickup, Middle

S: DiMarzio VS-1

S: DiMarzio VS-1

S: DiMarzio VS-1

 

Pickup, Bridge

H: DiMarzio Double Whammy

H: DiMarzio Double Whammy

H: DiMarzio Double Whammy

H: DiMarzio Double Whammy

Pickup Switching

5-way

5-way

5-way

5-way

Bridge/Tremolo

Edge

Edge

Edge

Edge

Years

1991-1992

1991-1992

1989-1990

1989-1990

Quantity

unknown

unknown

unknown

unknown

Case

UM150C - $129.95 list

UM150C - $129.95 list

 

 

Note

Built by Wildwood Guitar in CA, USA
Built by Tak Hosono (founder ESP Guitars) at "Hosono Guitar Works" in Grendale, CA - USA from 8/1990- 12/1991 (along with the MAB4FM & MAB5BE basses) - source: Tak Hosono

Built by Roger Gresco in CA, USA

American Master Neck Measurements

Thickness:
17.0 mm at 1st fret
20.0 mm at 12th fret

Width:
43 mm nut
56 mm at 22th fret
57 mm at 22th fret (MA2 & MA3 models)

Radius430 mm fretboard radius (16.9")


 

Галерея USA Custom American Master (UCMA):

MA1FM

 

MA1QM

 

MA2HSH

 

MA3HH (MA3HSH)

 

4. USA Custom Exotic Wood (UCEW)

Четвёртая серия UCEW в отличие от двух первых UCGR и UCMD была представлена в виде достаточно завершённых моделей, а не "конструктора", хотя отделение Custom Shop всё также принимало индивидуальные заказы от клиентов. Отличительной чертой явился махогоневый корпус с толстым топом из клёна либо лейсвуда и закруглённая пятка грифа. В последний год выпуска в спецификацию был внесён ряд изменений, таких как гриф из клёна "птичий глаз", инкрустация накладки в виде стандартных точек с отсутствием окантовки, установка звукоснимателей в дереве (Direct Mount) и низкопрофильное тремоло (Lo-Pro Edge). Серийный номер был выбит на тыльной стороне головы грифа вместо стандартной наклейки (аналогично двум версиям UCMA). Инструменты производились на калифорнийской фабрике Hosono Guitars и продержались на конвейере с 1990 по 1992 годы.

Рис. 24. Звукосниматели в дереве и инкрустация в виде точек

 

Рис. 25. Гриф из клёна "птичий глаз"

 

UCEW - USA Custom Exotic Wood

 

UCEW1FM

UCEW1QM

UCEW1BE

UCEW1LC

UCEWFM

UCEWQM

List Price

$1499.95

$1549.95

$1499.95

$1499.95

$1699.95

$1699.95

Color

Amber (AM), Natural (NT), Transparent Purple (TP), Transparent Red (TR)

Amber (AM), Natural (NT), Transparent Purple (TP), Transparent Red (TR)

Amber (AM), Natural (NT), Transparent Purple (TP), Transparent Red (TR)

Amber (AM), Natural (NT), Transparent Purple (TP), Transparent Red (TR)

Natural (NT), Transparent Blue (TB), Transparent Ebony (TE), Transparent Purple (TP)

Natural (NT), Transparent Blue (TB), Transparent Ebony (TE), Transparent Purple (TP)

Body Material

Mahogany w/ Flame Maple top

Mahogany w/ Quilted Maple top

Mahogany w/Birdseye Maple top

Mahogany w/Lacewood top

Mahogany w/ Flame Maple top

Mahogany w/ Quilted Maple top

Pickguard

None

None

None

None

None

None

Pickup Color

Black

Black

Black

Black

Black

Black

Knobs

Black Plastic

Black Plastic

Black Plastic

Black Plastic

Black Metal

Black Metal

Inlays

Offset Pearl Dots

Pearl/Abalone Rectangle

Offset Pearl Dots

Offset Pearl Dots

Pearl Dots

Pearl Dots

Fretboard

Rosewood

Rosewood

Rosewood

Rosewood

Rosewood

Rosewood

Fret Wire

Jumbo

Jumbo

Jumbo

Jumbo

Jumbo

Jumbo

Neck Wood

1-piece maple

1-piece maple

1-piece maple

1-piece maple

1-piece birdseye maple

1-piece birdseye maple

Neck Type

Ultra

Ultra

Ultra

Ultra

Ultra

Ultra

Neck Joint

AANJ

AANJ

AANJ

AANJ

AANJ

AANJ

Hardware

CosmoBlack (CK)

CosmoBlack (CK)

CosmoBlack (CK)

Black (BK)

CosmoBlack (CK)

CosmoBlack (CK)

Pickups

H: DiMarzio PAF Pro
S: DiMarzio VS-1

H: DiMarzio PAF Pro
S: DiMarzio VS-1

H: DiMarzio PAF Pro
S: DiMarzio VS-1

H: DiMarzio PAF Pro
S: DiMarzio VS-1

H: DiMarzio PAF Pro
S: IBZ/USA C3

H: DiMarzio PAF Pro
S: IBZ/USA C3

Pickup Config

H-S-H

H-S-H

H-S-H

H-S-H

H-S-H

H-S-H

Pickup Mount

Ring

Ring

Ring

Ring

Direct body

Direct body

Pickup Switching

5-way

5-way

5-way

5-way

5-way

5-way

Bridge/Tremolo

Edge

Edge

Edge

Edge

LoPro Edge

LoPro Edge

Years

1990-1991

1990-1991

1990-1991

1990-1991

1992

1992

Quantity

unknown

unknown

unknown

unknown

unknown

unknown

Case

UM150C - $129.95 list

UM150C - $129.95 list

UM150C - $129.95 list

UM150C - $129.95 list

UM150C - $129.95 list

UM150C - $129.95 list

Note

Built by Hoshino USA. Bodies supplied by Tak Hosono (founder ESP Guitars) of "Hosono Guitar Works"

USA Custom Ultra Neck Measurements

Thickness:
19.0 mm at 1st fret 
21.5 mm at 12th fret

Width:
42 mm nut
56 mm at 22th fret

Radius: 430 mm fretboard radius (16.9")

 

Галерея USA Custom Exotic Wood (UCEW):

UCEW1FM

 

UCEW1QM

 

UCEW1BE

 

UCEW1LC

 

UCEWFM

 

UCEWQM

 

5. USA Custom Roadstar Guitar (USRG)

Наконец, пятой серией стал инновационный USRG, имеющий корпус из ольхи с кленовым топом либо шпоном, запатентованный инженером Dave Bunker анкерный стержень внутри полого кленового грифа (Tension Free Neck), закруглённую пятку и звукосниматели без рамок. Инструменты производились на пенсильванской фабрике PBC Guitars и продержались на конвейере с 1994 по 1996 годы.

Значимым шагом в истории компании Ibanez явилось принятие решения о выпуске инструментов с грифами Tension Free Neck, разработанными мастерской Дэйва Бункера. Над конструкцией этой системы Дэйв работал давно и вот наконец наступил момент, когда он смог воплотить её в реальность. Сперва состоялся выпуск ограниченной серии басов USATK, которые по опросу гитарного журнала были названы басами года.

Рис. 26. Ibanez USATK series

И сразу после них появилась уникальная серия гитар USRG. Это был Custom Shop с жёстко заданными характеристиками, то есть инструменты производились без внесения каких-либо индивидуальных изменений, как это делается обычно при заказе гитары в Custom Shop. Корпуса изготавливались из ольхи, с покрытием из кленового шпона либо топа АА для версий USRG 10 и USRG 20 соответственно, а также топа ААА для USRG 30. Стоит отметить, что определение категорий (А) зачастую носит субъективный характер (чем красивее топ, тем больше букв А), поэтому на инструментах нередко попадаются топы совершенно разных уровней.

Рис. 27. Ibanez USRG 10 с фиксированным бриджем, кленовым шпоном AA и грифом без окантовки

Рис. 28. Ibanez USRG 20 с флойдом, кленовым топом AA и грифом без окантовки

Рис. 29. Ibanez USRG 30 c флойдом, кленовым топом AAA на деке вкупе со шпоном на голове и окантовкой на грифе

Думаю, что любой музыкант, хоть раз прикоснувшийся к этим гитарам, сразу отметит весьма оригинальное звучание инструмента в отличие от других собратьев. Это острый насыщенный звук, совершенно плотный на риффах и распевный в сольных партиях. Иной раз кажется, что гриф сам по себе добавляет в звучание неограниченное количество обертонов и гудит, заставляя гитару просто реветь на хорошем перегрузе. Особенно это ощущается на толстых струнах, поскольку их мощные колебания полностью передаются грифу, который благодаря конструкции освобождён от натяжения струн и в полной мере пропускает все вибрации, превращая их в гудение "паровой машины братьев Черепановых". Чистый звук также отличается массивностью и наполненностью, отсутствием лязга, присущего Ибанезам, и визглявых верхов, этакий совсем слегка замыленный, но только достаточно для того, чтобы не резать ухо. Разницу в звучании не уловить просто невозможно. Кто-то может оказаться непривычным к подобному изменению в характеристиках звука, но очевидно одно - жалоб на эти инструменты нет.

Как утверждает сам Бункер, это достигается именно за счёт того, что в грифе, как таковой, отсутствует анкер. А середина по сути заполнена стальным стержнем, идущим от головы грифа, которая, к слову сказать, присоединяется к телу через металлическую пластинку, и стержень этот держит на себе всё натяжение струн, высвобождая гриф от этой работы и позволяя дереву звучать в полной мере. Полагаю, что любому гитаристу будет интересно подержать в руках такой инструмент и приобрести новые ощущения. Ну а уж насколько он захочет сделать его своей основной рабочей лошадкой будет зависеть от того, смог ли он совладать со всей этой новизной, как технологической, так и акустической.

Рис. 30. Двух- и трёхкусковые корпуса Ibanez USRG

Корпуса Ibanez USRG склеивались на фабрике из 2-х либо 3-х кусков древесины. Масса гитары составляет в среднем 3,5 кг.

- Цена: В середине 90-х MSRP цена на новый инструмент USRG 30 с кейсом была 1830$, в наши дни даже за эти деньги уже очень сложно купить свежий USRG, примерная цена на вторичном рынке колеблется от 1700$ до 2300$ и неуклонно растёт из года в год. Так как за весь период производства было выпущено чуть более тысячи инструментов, то спрос и повышенный интерес к этой уникальной гитаре очевиден. Очень рекомендую иметь такую жемчужину в своём арсенале как играющим музыкантам, так и коллекционерам.

- Огромная цветовая гамма: Вы наверняка замечали, что есть множество расцветок и оттенков USRG, так в чём же причина столь пёстрого разнообразия? Наиболее вероятно, что постоянное попадание прямого солнечного цвета на поверхность инструмента очень сильно меняет его цветовую гамму и чудесным образом превращает из розового в коричневый или из изумрудного в желтовато-болотный. Причём цветокорректировке подвержены как передняя, так и тыльная сторона корпуса, а также голова грифа!

Рис. 31. Оригинальный цвет корпуса

Рис. 32. Эволюционировавший цвет корпуса

Рис. 33. Оригинальный цвет головы грифа

Рис. 34. Эволюционировавший цвет головы грифа

Рис. 35. Оригинальный цвет корпуса

Рис. 36. Эволюционировавший цвет корпуса

Однако данная особенность никак не влияет на звук или удобство игры, просто создаёт большое разнообразие 7 основных цветов. Изначальные цвета я бы охарактеризовал так:

- Оранжевый апельсин

- Насыщенный фиолетовый

- Красный рубин

- Зелёный изумруд

- Синяя волна

- Лилово-розовый

- Прозрачно-чёрный

Теперь о грифах, которые на первый взгляд выглядят несколько необычно: голова сочленяется с телом через медную пластину и соединяется с внутренним металлическим стержнем, функция которого несколько отлична от традиционной анкерной конструкции. Задача стержня - взять на себя нагрузку, создаваемую натянутыми струнами, таким образом разгружая дерево грифа от напряжения. Поскольку топлок расположен за металлической пластиной на голове, струны могли бы быть натянуты в воздухе и вся нагрузка приходится на стержень. Преимуществом данной инновации была обозначена лучшая звукопередача ненапряжённого дерева грифа, и воплотив теорию на практике Бункер не ошибся - конструкция действительно работает!

Рис. 37. Пятка грифа USRG

Во-первых, регулировка анкера располагается уже не на голове грифа, а у его основания, ввиду чего отверстие для ключа (вставной шестигранник) находится между винтами крепления грифа к деке. Принцип действия тот же, натяжение или ослабление грифа. Положим гитару на колени так, чтобы отверстие было прямо перед нами, и вставим шестигранный ключ. Для создания натяжения нужно вращать ключ против часовой стрелки, и наоборот, чтобы ослабить гриф, крутим ключ по часовой стрелке. Идея в принципе проста, но есть один маленький нюанс - ни в коем случае не рекомендуется крутить анкер со спущенными струнами, иначе это может привести к повреждению системы.

Рис. 38. Регулировка анкера USRG

Во-вторых, на грифе есть ещё одно отверстие, с боковой стороны. В нём находится стопорная шпилька, играющая роль оси вращения, которую запрещается трогать, так как это приведёт к разбору всей конструкции Tension Free Neck путём отсоединения головы грифа вместе с анкерным стержнем от тела в случае снятия крепления топ лока.

Рис. 39. Отверстие стопорной шпильки анкерного стержня

 

Body Material 2-3 pieces Alder w/ AAA Figured Maple (USRG 20/10 AA maple)

Neck Wood:  1-piece maple

Neck Measurements:

- Thickness: 18 mm at 1st fret / 21 mm at 12th fret

- Width: 44 mm at nut / 52 mm at 12th fret

- Radius: 17"

Fretboard:  Bound Rosewood

Fret Wire:  Dunlop 6105

Neck Joint:  All Access

Hardware:  CosmoBlack (CK)

Pickups:  DiMarzio Tone Zone (bridge) / DiMarzio PAF Pro (neck)

Pickup Switching:  5-way blade

Bridge/Tremolo:  Lo-Pro Edge (USRG 10 fixed bridge)

List Price in 94-96:  1700$ + 130$ for the case.

 

Галерея USA Custom Roarstar Guitar (USRG):

 

BT (Bitter Scotch)

 

TP (Transparent Purple)

 

TB (Transparent Blue)

 

TR (Transparent Red)

 

TB (Transparent Black)

 

TG (Transparent Green)

 

TV (Transparent Violete)

 

6. USA Los Angeles Custom Shop (LACS)

В 1996 году по окончании серийного производства инструментов в США компания Ibanez создала в Японии подразделение J-Custom, одновременно оставив небольшую Custom Shop мастерскую в самом сердце музыкального мира Лос Анджелесе, чтобы не терять связь с играющими музыкантами. Данная мастерская, созданная на базе Hosono Guitars, занимается штучным выпуском гитар по индивидуальным спецификациям для американских эндорсеров компании, таких как The Offspring, Korn, Paul Gilbert и многих других. Каждый инструмент выполнен в единственном экземпляре и не имеет аналогов. Модельный ряд и каталоги отсутствуют в принципе. Периодически продукцию LACS можно встретить в продаже на сайтах eBay.com и reverb.com.

Рис. 40. Ibanez LACS 7 string

 

7. Prototype & Special order

Как нам уже известно при заказе гитар серий Graphic Design, MetalDesign и Exotic Wood покупателям предлагался выбор из различных накладок (палисандр, клён), инкрустаций (точки, треугольники) и голов грифа (прямая, реверсная), а также среди 13 звукоснимателей DiMarzio. Таким образом, музыканты могли собрать подходящий для себя инструмент, который производился на заводе по индивидуальным спецификациям, но даже помимо этого существовали несколько интересных прототипов и так называемых LE (limited/special edition), о которых стоит упомянуть в данной статье.

Рис. 41. Прототип серии Exotic Wood (1989)

Прежде чем начать выпуск серии Exotic Wood было предложено несколько вариантов формы деки. Одним из них является представленный на фото прототип. Основным отличием от серийных экземпляров выступают более тонкие и округлые рога, а также "зализанный" по торцам кленовый топ. Однако такие изменения были сочтены чересчур экстремальными для столь привычной всему миру формы RG, ввиду чего прототип так и не пустили в серию, иначе мы бы уже давно играли на совсем других инструментах RG.

Рис. 42. Ibanez USA Custom RG 1220QM

Крайне редкая модель RG 1220 собиралась в Америке в 1991-1992 годах исключительно для японского рынка. Да, как бы странно это не звучало, но в начале 90-х на пике популярности гитар USA Custom японцы тоже захотели иметь свою эксклюзивную модель. Напомню, что серии J-Custom тогда ещё не было, она появилась лишь после закрытия выпуска USRG в 1996 году.
 

Рис. 43. Ibanez USA Custom RG 1220QM

По сути это упрощённый аналог Exotic Wood с корпусом из всеми любимой липы и более тонким кленовым топом. Ещё одно конструктивное отличие от обычных USA Custom заключается в форме темброблока, он такой же как и у рестайлингового American Master.

Рис. 44. Ibanez USA Custom Exotic Wood fixed bridge 

А так выглядел спецзаказ UCEW. В принципе это тот же самый Exotic Wood, только с фиксированным бриджем вместо тремоло EDGE Pro.

 

8. Serial numbers

На большинстве гитар серийные номера наносились на прозрачной бумажке, наклеиваемой на голове грифа под тонким слоем лака, вследствие чего не все из них дожили до наших дней.

Рис. 45. Ibanez USA Custom без серийного номера на голове

В то же время на некоторых инструментах серийные номера выдавливались в дереве и прекрасно сохранились с течением времени. В этом разделе мы ещё раз систематизируем годы производства различных моделей и покажем, как определить год выпуска вашей гитары.
 

USA Custom Graphic Design (UCGR) 1989-1992 

USA Custom MetalDesign (UCMD) 1989-1992

Официально эти серии появились в каталогах Ibanez с 1989 года, но на некоторых инструментах мне попадались серийные номера 1988 года, что означает запуск производства вероятнее всего в конце года.

Серийные номера выбивались на металлической плате с 1988 до 1990 годы, где первые две цифры означали год производства. Затем ввиду изменения формы пятки они были перенесены на голову грифа.

Рис. 46. Ibanez USA Custom 1989 года

Рис. 47. Ibanez USA Custom 1991 года

Рис. 48. Ibanez USA Custom без серийного номера на пятке

 

USA Custom American Master (UCMA) 1989-1992

MA2HSH и MA3HH (MA3HSH) производились с 1989 по 1990 годы и не имели каких-либо серийных номеров на деке или грифе. Этих гитар было сделано крайне мало, с каждой выдавался сертификат с её описанием и серийным номером. Если к вам в руки попал такой инструмент без серийника - не пугайтесь, это нормально!

Рис. 49. Ibanez USA Custom American Master без серийного номера

MA1FM и MA1QM выпускались с 1991 по 1992 годы и имели выдавленный серийный номер на тыльной стороне головы грифа, начинающийся с букв MG, далее две первые цифры означали год производства инструмента.

Рис. 50. Ibanez USA Custom American Master 1991 года

 

USA Custom Exotic Wood (UCEW) 1990-1992

UCEW1FM, UCEW1QM, UCEW1BE, UCEW1LC производились с 1990 по 1991 годы и также как UCGR имели серийные номера в виде наклеек на тыльной стороне головы грифа гитары, где первая цифра после F означала год выпуска. Металлических плат из-за крепления грифа All Access Neck Joint на эти гитары не ставилось.
 
UCEWFM, UCEWQM делались только в 1992 году и также как MA1FM и MA1QM имели серийник, выдавленный на тыльной стороне головы грифа, но без букв MG, где две первые цифры означали год производства.

Рис. 51. Ibanez USA Custom Exotic Wood 1992 года

 

USRG United States Roadstar Guitar (USRG) 1994-1996

USGR выпускались с 1994 по 1996 годы и имели серийные номера в виде наклеек на тыльной стороне головы грифа, начинающиеся с букв US, далее первые две цифры означали месяц производства, а вторые две - год.

Рис. 52. Ibanez USRG 1995 года

К сожалению, эти серийники не были покрыты лаком и со временем отрывались.

Рис. 53. Ibanez USRG без серийного номера

Поскольку данная серия также производилась как custom order (под заказ), серийные номера на заказных инструментах иногда были выбиты на тыльной стороне грифа и начинались с аббревиатуры USA.

Рис. 54. Ibanez USRG с аббревиатурой USA

 

Prototype guitars

На прототипах американских Ibanez либо не ставилось серийников (в случаях, когда гитара не шла на продажу, а была тестовым экземпляром), либо ставилась аббревиатура PRT на тыльной стороне головы грифа (если инструмент выставлялся на показ на выставках NAMM и прочих презентациях).

Рис. 55. Ibanez USA Custom Prototype 1991 года

 
LACS guitars
 
Инструменты LACS имели "современный" (Prestige series) серийный номер в виде наклейки на тыльной стороне головы грифа, но с добавлением надписи LA Custom Shop Designed чуть выше серийника.

Рис. 56. Ibanez LACS 2002 года

 

9. Non USA Custom Ibanez

Из-за отсутствия информации об американских Ibanez на вторичном рынке иногда встречаются обьявления с японскими и корейскими инструментами, выдаваемые за USA Custom. Не всегда это делается умышленно, так что не будем винить продавцов, а просто постараемся разобраться в данном вопросе. После 1996 года Ibanez прекратил серийный выпуск инструментов USA Custom, одновременно создав мастерские LACS и J-Custom.

Рис. 57. Ibanez RGTHRG1 2005 года (made in Korea)

Вот ссылка на очень интересный корейский инструмент с красивой графикой на деке, порой его можно встретить с прикрученным грифом USA Custom, выдаваемым за Graphic Design или MetalDesign series. Однако в действительности это корейская гитара, хоть и приятного качества.

http://ibanez.wikia.com/wiki/RGTHRG1

Рис. 58. Ibanez RG 770, RG750, S540 (made in Japan)

Достаточно большое количество гитар формы RG и S было выпущено в Японии для рынка США, они имели такие же металлические платы с серийником и американским адресом, а также надпись Custom made (S-series). Но эти инструменты по прежнему оставались японцами, хоть и отоборанными для рынка США.

Рис. 59. Ibanez RG 770, RG750, S540 (made in Japan)

Искренне надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в мире гитар Ibanez, идентифицировать и распознать свой инструмент, а главное, отличать настоящие американские Ibanez от "подделок".

 

10. Полезные ссылки

http://www.jemsite.com/forums/f16/usa-custom-master-thread-130784.html

 

Над статьей трудились Jin и Vlad X