Экзотические породы древесины

В настоящее время многие известные производители акустических и электрических гитар, такие как Martin, Taylor, Takamine, Charvel, Suhr, Paul Reed Smith, а иногда даже Ibanez, Jackson, Fender и Gibson, помимо использования классической в музыкальном бизнесе древесины - клёна, ели, тополя, липы, ольхи, ясеня, махогони, палисандра и эбони - всё чаще стали применять экзотические сорта лиственных пород, в частности, корину, коа, пао ферро, кокоболо, орех, венге, лейсвуд, испанский кедр и др. Мы решили разобраться в данном вопросе и собрали всю доступную информацию в настоящей статье.

Начнём наш рассказ по порядку. В отечественной литературе древесина классифицируется на хвойную и лиственную, а в западной используются термины softwood и hardwood, что в целом аналогично. Лиственные породы могут произрастать в обыкновенных и тропических условиях: в первом случае дерево расширяется сезонами и образует годичные кольца с радиальной (кольцевой) пористостью (например, клён); во втором случае благодаря постоянному жаркому климату ствол увеличивается в размерах непрерывно, ввиду чего годичные кольца, как правило, отсутствуют, а пористость имеет диффузионную (равномерно рассеянную) структуру (например, эбони). Иногда встречаются также диагональная, цепочная, кластерная и другие виды расположения пор. На гитарах с прозрачным покрытием обычно без труда можно сосчитать возраст деки по годичным кольцам, если посмотреть на обечайку со стороны нижней пуговицы ремня.

Поры на торцевом срезе (англ. endgrain) представляют собой рассечённые сосуды, по которым осуществлялось питание ствола от корней до кроны. Чем больше диаметр пор (доли миллиметра) и чем чаще они встречаются на единицу площади, тем меньше масса заготовки при прочих равных условиях. В поперечном направлении от сосудов отходят небольшие капилляры, в которых накапливаются полезные вещества внутри ствола, а также длинные лучи для питания свежей древесины на периферии, которые можно видеть на некоторых гитарах.

Свежая недавно приросшая древесина представляет собой заболонь (англ. sapwood) и обычно имеет белый цвет, резко отличающийся по внешнему виду и механическим свойствам от сердцевины ствола. Как правило, заболонь не используется при производстве музыкальных инструментов, хотя некоторые производители, например Suhr, клеили топы с заболонью на свои гитары.

Масса древесины, используемой при производстве корпусов и грифов, зависит от таких факторов, как климатические условия произрастания дерева, высота среза заготовки по стволу относительно корня, а также количество оставшейся внутри пор влаги. Для удаления последней применяют естественную сушку (англ. natural, air drying), при которой доски с предварительно закрашенными воском торцами лежат на складе в течение 6 месяцев – 2 лет, что экономически нецелесообразно, и промышленную сушку (англ. kiln drying), когда испарение влаги происходит в печах за несколько часов. Существуют вакуумная, электрическая, конвективная, газовая и другие технологии промышленной сушки. В гитарной индустрии из известных нам производителей Gibson и Suhr используют вакуумную сушку.

В случае применения неправильной технологии в древесине возникают напряжения, которые дают внутренние или внешние трещины заготовки, после чего она становится непригодной для производства музыкальных инструментов. С другой стороны, при использования недосушенных образцов велик риск деформации грифа под натяжением струн. Необходимо отметить, что естественная сушка оставляет в порах в среднем 10-20% влаги, в то время как промышленная – 5-15%, благодаря чему заготовки, обработанные термически, обычно весят легче первых.

Возвращаясь к климатическим условиям стоит отметить, что тождественная по названию древесина в зависимости от континента произрастания (Африка, Азия, Америка) имеет различную пористую структуру, плотность, твёрдость, внешний вид и акустические свойства. Живым примером являются мадагаскарский, индийский, бразильский, мексиканский (бокот), боливийский (пао ферро, сантос) и другие виды палисандров.

По плотности древесину условно можно поделить на три категории: лёгкую (менее 500 кг/м3 - ель, тополь, липа, ольха, тихоокеанский махогони, хвойный и испанский кедр, каштан, габон, секвойя), среднюю (500-800 кг/м3 - клён, ясень, гондурасский и африканский махогони, корина, коа, лейсвуд, орех, падук) и тяжёлую (свыше 800 кг/м3 - палисандр, кокоболо, венге, бубинга, эбони и многие другие экзотические породы). Твёрдость поверхности дерева, как правило, прямо пропорциональна его плотности.

Распил древесины может быть радиальным (англ. quartersawn, radialsawn), рустикальным/полурадиальным/смешанным (англ. riftsawn, transversesawn) и тагнециальным (англ. flatsawn, plainsawn). В первом случае годичные кольца перпендикулярны поверхности торцевого среза и параллельны плоскости продольного, во втором – проходят под небольшим углом в поперечном направлении и не всегда симметричны в продольном, в третьем – соответственно близки к параллели и образуют кольцевые узоры из наиболее ранних годичных колец.

Рис. 1. «Варианты распила древесины»

Самым дорогим является радиальный распил благодаря презентабельному внешнему виду, наибольшей механической прочности и максимальной скорости передачи звука, вследствие чего из него часто изготавливают грифы музыкальных инструментов. В свою очередь при использовании радиально распиленных грифов, имеющих высокую резонансную частоту, деки целесообразно подбирать из тангенциальных заготовок, поскольку они обладают меньшей резонансной частотой и более низким звучанием на перегрузе.

Как показывает наш опыт, звучание гитары на перегрузе также во многом зависит от массы корпуса. Так, при использовании тяжелых заготовок, которые отдают звоном при простукивании, инструменты не имеют достаточной плотности при игре риффов. Напротив, лёгкие заготовки обладают глухим тембром, лучше резонируют на низких частотах и отличаются стенобитным перегрузом. Конечно, бывают и исключения из общего правила, но в целом описанная закономерность соблюдается.

Ярким примером указанного факта выступают цельнокорпусные (англ. solid body) переиздания Gibson Les Paul Standard Reissue 1957-1960, которые имеют массу 3,6 – 4 кг и звучат на порядок мощнее, чем тяжёлые Gibson Les Paul Custom весом по 4 – 5 кг независимо от года выпуска и наличия либо отсутствия 9 отверстий (не считая переиздания 1957 Black Beauty). В свою очередь для накладок на гриф преференции будут иметь тяжёлые и твёрдые породы древесины, дающие яркое атакующее звучание (например, эбони, пао ферро или клён «птичий глаз», получаемый из комлевой или каповой части (англ. burl) горного клёна).

Важно отметить, что небольшая масса инструмента может быть обусловлена применением утончённых корпусов (англ. slim body) либо внутренней перфорацией (англ. weight relief), о которой многие custom shop производители обычно умалчивают, позиционируя свои гитары в качестве цельнокорпусных из премиальных сортов махогони, что не соответствует действительности.

В частности, использование перфорации деки под кленовым топом скрывают Dean Thoroughbred (5 полостей - 4,2 кг), PRS SC 250 (8 вырезов - 4,2 кг), McInturff Taurus (16 вырезов - 4 кг), PRS 513 (7 вырезов - 3,8 кг), Kauer Starliner (10 вырезов - 3,8 кг), C.P.Thornton Legend (4 отверстия - 3,8 кг), McInturff Empress (1 полость - 3,7 кг), Collings CL Deluxe (18 вырезов - 3,7 кг), Grosh Set Neck (5 полостей - 3,6 кг), J Nunis Standard SC (17 отверстий - 3,6 кг), b3 Fire SL (11 отверстий - 3,5 кг), Gustavsson Bluesmaster Custom (7 вырезов - 3,5 кг), Bruno Urban LP Junior (2 большие полости - 3,5 кг), а Guild Bluesbird (3,6 кг) и PRS Limited Edition 1990 (3 кг) имеют полый корпус.

В то же время PRS Singlecut (4,1 кг), McNaught Vintage SC (4 кг), Gene Baker LP (4 кг), Hufschmid Tele (3,9 кг), PRS Stripped 58 (3,7 кг), PRS Santana II-III (3,6-3,7 кг), Ruokangas Unicorn Classic (3,6 кг), Fano Alt De Facto TC6 Custom (3,6 кг), Paoletti Flying Eagle (3,5 кг), McInturff Monarch (3,5 кг), McInturff Polaris (3,4 кг), Knaggs Kenai (3,4 кг), PRS P22 (3,4 кг), PRS McCarty Mahogany (3,3 кг), Warrior Bella (3,3 кг), Warrior Gabriel (3,2 кг) и DBZ Royale (2,9 кг) используют классические деки, а Gibson честно указывает на применение различной геометрии для облегчения корпусов в серийных версиях Les Paul, при этом самые дорогие переиздания 1959-1960 Reissue Brazilian Rosewood (3,6 - 3,9 кг) из толстого цельного куска тихоокеанского махогони и накладки из бразильского палисандра стоимостью 10000-15000$ оставляют позади всех других производителей как по массе, так и по звуку.

Рис. 2. «Примеры внутренней перфорации (вырезы, отверстия, полости, полый корпус)»

Рис. 3 «Цельнокорпусная электроакустика Gibson Chet Atkins»

Ещё одной особенностью новых инструментов, о которой стоит упомянуть, является их слабый резонанс и быстрое затухание колебаний до того момента, пока гитара не разыграется, что занимает обычно 2 – 4 недели активного использования. Наиболее вероятно это происходит из-за наличия в древесных порах хвойных пород частиц смолы, которая демпфирует звуковые волны и гасит сустейн. Со временем смола распределяется внутри пор таким образом, что перестаёт препятствовать вибрациям гитары и постепенно затвердевает, после чего она раскрывает свой потенциал во всей красе. Относительно лиственных пород данный вопрос остаётся открытым. Особенно много времени занимает разыгрывание гавайского коа и макассарского эбони, обретающих сочные обертона дольше других пород. Таким образом, звучание древесины необходимо оценивать только на проверенных временем инструментах.

При этом важно отметить, что прослушивание электрогитар следует производить в подключённом состоянии через ламповый усилитель на концертной громкости, поскольку акустические характеристики при игре без подключения далеко не всегда коррелируют с электрическим звуком (например, ввиду наличия внутренних полостей). 

На наш взгляд, лучшими музыкальными породами, дающими наиболее сочные обертона при игре соло, помимо традиционных махогони и эбони являются бразильский палисандр, гавайский коа, амазонский гранадилло, бубинга и венге. Наглядным подтверждением данного факта выступает лимитированная продукция Gibson Custom Shop & Historic Reissue и Paul Reed Smith Private Stock & Wood Library.

В то же время следует иметь ввиду, что при склеивании "бутербродом" нескольких различных пород дерева характер гитары будет отличаться от описания каждой из них в отдельности ввиду изменения амплитудно-частотной характеристики и резонансной частоты конструкции. Например, в случае использования корпуса из махогони с кленовым топом звучание инструмента окажется не таким плотным, как на деке из красного дерева без топа, но и не столь ярким и острым, какое присуще клёну, придя к определённому компромиссу.

Что касается применения древесины в различных частях гитары, здесь наблюдается следующая закономерность - гриф инструмента отвечает за атаку, накладка за читаемость, корпус обеспечивает плотный низ и жирную середину, а топ даёт яркие верха. При этом в формировании сочных обертонов и длительного сустейна участвуют все перечисленные составляющие, включая точность фрезерования и чистоту шлифования сопрягаемых поверхностей, качество их склейки, а также толщину и разновидность грунта и лака (нитроцеллюлозный, полиуретановый, полиэфирный, акриловый) либо иного покрытия (масло, воск).

Если же говорить о конструкции инструмента, то основное отличие между привинченными и вклеенными грифами при прочих равных заключается в величине сустейна, в то время как сквозные "палки" звучат совершенно иначе, характеризуясь жирной и смазанной атакой на риффах (словно вместо бриджевого датчика включили нек) и ровными компрессированными нотами на соло. Сразу стоит отметить, что сюда не относятся большинство современных Jackson с псевдосквозным грифом, который вклеивается в корпус на небольшую глубину и обрезается уже на нековом звукоснимателе. Также вопреки сложившемуся мнению качественное неизношенное тремоло не съедает сустейн инструмента.

Разумеется, на звучание электрогитары огромное влияние оказывают правильно подобранные датчики, частотная характеристика которых должна коррелировать с особенностями конкретной древесины. Например, для корпуса из болотного ясеня, клёна или лейсвуда правильным выбором будут звукосниматели с объёмным низом и плотной серединой вкупе со сглаженными верхами, в то время как при использовании тихоокеанского махогони, корины или испанского кедра оптимальными станут датчики с ровным низом, подрезанной серединой и яркими верхами. В противном случае звук на одних частотах окажется слишком бустированным, а на других проваленным, что приведёт к разбалансировке звучания инструмента. По нашему мнению, звукосниматели вносят в восприятие электрогитары до 50% общей картины.

Ниже приведена таблица, включающая в себя пять групп более чем из 70 экзотических древесных пород:

1) красное дерево и аналоги - гонударасский, тихоокеанский, филиппинский (меранти) и африканский (кайя) махогони, сапеле, габон, косипо, мербау, макор (африканская вишня), ярра (эвкалипт), корина (лимба, офрам), испанский кедр, каштан, тополь, липа, примавера, аводир, вишня;

2) розовое дерево и аналоги – мадагаскарский, индийский, бразильский, мексиканский (бокот), боливийский (пао ферро, сантос), карибский (чечен), индонезийский (борнео, ренгас), панамский (юкатанский), амазонский, бирманский, гватемальский, гондурасский, камбоджийский палисандры, боис де роуз, кокоболо, гранадилло (хормиго, макакауба), овангкол, воамбоана, пало эскрито;

3) чёрное дерево и аналоги – африканский, индийский, макассарский, коричневый, лунный и белый (хурма) эбони;

4) орех и аналоги - американский, английский, перуанский, бразильский (имбайя), новогвинейский (пальдао) и карибский (тзалам) орехи;

5) иные экзотические породы – коа (акация), секвойя, лейсвуд, абачи (африканское белое дерево), конский каштан, манго, мирт (перцовое дерево), афромосия (африканский тик), мадрон, канары (арариба), гонсало алвес (тигровое дерево), венге, падук, бубинга, амарант, чёрный (тасманский) сассафрас, австралийское (тасманское) чёрное дерево, зирикот, зебровое дерево, змеиное дерево, кровавое дерево (сатин), железное дерево и королевское дерево.

Часть из перечисленных экзотических пород, таких как тихоокеанский махогони, корина, испанский кедр, каштан, индийский и бразильский палисандры, гранадилло, кокоболо, пао ферро, венге, бубинга, падук, лейсвуд, коа, орех и секвойя были прослушаны нами вживую, поэтому описание составлено от первого лица. Звучание остальных пород, усреднённые показатели плотности (при 12% влажности) и твёрдости, а также все фотографии взяты из открытых источников (например, с сайта ESP), в том числе от международных поставщиков гитарной древесины.

Интересно также отметить, что научное и торговое название большинства рассмотренных пород древесины отличаются между собой. При написании настоящей статьи мы руководствовались общепринятыми (торговыми) обозначениями.

 

Древесина

Фото

Континент

Плотность

Твёрдость

Описание

КРАСНОЕ ДЕРЕВО И АНАЛОГИ

Гондурасский махогони

Центральная и Южная Америка

500 - 600 кг/м3

4020 Н

Gibson использовал облегчённые заготовки из отборного (genuine) гондурасского махогони для выпуска модели Les Paul в 1952-1960 гг. Затем в производство пошли считающиеся сегодня стандартными экземпляры из более тяжёлой древесины, близкой по массе к африканскому махогони.

Тихоокеанский махогони

Фиджи

450 - 500 кг/м3

 

В настоящее время при выпуске переизданий Gibson Les Paul Standard Reissue 1957-1960 используется очень редкий и дорогой сорт махогони родом с острова Фиджи в Тихом океане, который аналогичен по массе и акустическим характеристикам отборному гондурасскому махогони. Благодаря облегчённой массе дерево отлично резонирует и обладает стенобитным перегрузом.

Филиппинский махогони (Меранти)

Филиппины

480 – 680 кг/м3

2460 - 4670 Н

Существуют светло-красный, жёлтый, белый и тёмно-красный меранти с возрастающей в указанной последовательности плотностью и твёрдостью, которые считаются филиппинским махогони.

Африканский махогони (Кайя)

Западная Африка

600 - 650 кг/м3

4760 Н

Кайя представляет собой африканский аналог современного гондурасского махогони, близкий по массе и акустическим свойствам. Остальные сорта красного дерева из Африки формально не относятся к махогони, но по своим характеристикам тождественны ему.

Габон

Центральная Африка

430 кг/м3

1790 Н

Габон является самым лёгким африканским красным деревом.

Сапеле

Западная Африка

650 - 700 кг/м3

6280 Н

Сапеле представляет собой тяжёлый аналог кайи и имеет более острое звучание на перегрузе.

Косипо

Западная и Центральная Африка

640 кг/м3

5260 Н

Косипо является ещё одной разновидностью африканского красного дерева.

Макор (Африканская вишня)

Западная и Центральная Африка

650 - 700 кг/м3

5350 Н

Макор представляет собой ещё одну разновидность африканского красного дерева.

Мербау

Восточная Африка, Малайзия и Индонезия, Австралия и Новая Гвинея

800 - 850 кг/м3

7620 Н

Мербау является тяжёлой разновидностью красного дерева, произрастающей на нескольких континентах.

Ярра (Эвкалипт)

Западная Австралия

800 - 850 кг/м3

8270 Н

Ярра представляет собой австралийский эвкалипт, имеющий более высокую плотность и твёрдость, чем африканские сорта красного дерева.

Корина (Либма, Офрам)

Западная Африка

500 - 550 кг/м3

2990 Н

Корина является африканским аналогом махогони. В зависимости от внешнего вида она подразделяется на белую и чёрную – первая представляет собой высокие и периферийные участки ствола, в то время как вторая – его сердцевину и комлевую часть. Корина, как правило, легче современного гондурасского и африканского махогони, обладает более плотной серединой и лучшим резонансом. Многие гитары Gibson, такие как Les Paul, Explorer и Flying V, производились из корины. Также данную древесину ограниченно используют Jackson, Suhr, Paul Reed Smith, Hamer, Washburn, Warmoth, Kiesel, Knaggs, Mayones, Reverend, Witkowski, McInturff, McNaught, Bruno Urban, b3 Guitars, Shamray, Lepsky, Padalka, Poznysh и Vaschenko.

Испанский кедр

Центральная и Южная Америка, Карибы

470 кг/м3

2670 Н

Испанский кедр не имеет отношения к хвойным породам и представляет собой американский аналог отборного гондурасского и тихоокеанского махогони, а также лёгкой корины. Масса древесины очень мала, а звучание гитары на перегрузе аналогично переизданиям Gibson Les Paul R7-R0. Испанский кедр используют многие Custom Shop производители, такие как Ruokangas, Dommenget, Kauer, McInturff и Suhr.

Каштан

Восточная Америка

480 кг/м3

2400 Н

Каштан представляет собой аналог отборного гондурасского махогони, корины и испанского кедра, обладая малым весом и мощным звучанием на перегрузе. Каштан из 150-летних винных бочек использует для создания Custom Shop гитар итальянский производитель Paoletti.

Тополь

Северная Америка

455 кг/м3

2400 Н

Американский тополь представляет собой лёгкий аналог махогони, популяризированный таким производителем, как Jackson. В период с 1983 по 1997 годы из тополя выпускались штатовские модели Randy Rhoads и Kelly, затем вплоть до 2000 года японские гитары. В настоящее время тополь использует компания Music Man. Древесина характеризуется лёгким весом и обладает стенобитным низом вкупе с плотной серединой и отсутствием выраженных высоких частот.

Липа

Северная Америка

415 кг/м3

1820 Н

Американская липа представляет собой лёгкий аналог махогони, введённый в оборот таким производителем, как Ibanez. В настоящее время она также используется фабрикой Music Man. По звучанию древесина характеризуется плотной серединой с отсутствием выраженных высоких и низких частот.

Примавера

Центральная Америка

465 кг/м3

3170 Н

Согласно описанию примавера, именуемая иногда белым махогони, имеет яркие верха, чистую середину, объёмные низы и лимитировано используется для производства басов, акустических и электрических гитар.

Аводир

Западная и Центральная Африка

575 кг/м3

5180 Н

Согласно описанию аводир близок по звучанию к африканскому махогони, чёрной корине и американской вишне.

Вишня

Северная Америка

560 кг/м3

4230 Н

Согласно описанию вишня по звучанию похожа на махогони, имея богатую середину с чистыми верхами, и используется Martin при изготовлении акустических гитар.

РОЗОВОЕ ДЕРЕВО И АНАЛОГИ

Мадагаскарский палисандр

Мадагаскар

930 - 950 кг/м3

11360 Н

Мадагаскарский палисандр является африканской разновидностью розового дерева и обладает жирным компрессированным звуком с приглушёнными высокими частотами.

Индийский палисандр

Индия

830 - 870 кг/м3

10870 Н

Индийский палисандр отличается от африканского резкой атакой с яркими искрящимися верхами при сохранении жирного звука. Устанавливается на переиздания Gibson Les Paul R7-R0 и многие премиальные гитары других брендов, такие как Paul Reed Smith, McNaught, McInturff, Ruokangas, Suhr и др.

Бразильский палисандр

Бразилия

830 - 850 кг/м3

12410 Н

Бразильский палисандр в дополнение к характеристикам индийского палисандра имеет более острую верхнюю середину и самые сочные обертона, сопоставимые со звучанием коа и гранадилло. Применялся ограниченным тиражом на переизданиях Gibson Les Paul Reissue разных лет в 2001 - 2003 гг. Также бразильский палисандр ограниченно используют Suhr, Paul Reed Smith, Martin, McNaught, Gustavsson, Nunis и др.

Мексиканский палисандр (Бокот)

Южная Америка

800 - 1000 кг/м3

8950 Н

Согласно описанию бокот, именуемый также мексиканским палисандром, имеет яркую атаку и великолепный сустейн. Некоторые производители, такие как Suhr, применяют бокот для производства грифов и накладок.

Боливийский палисандр  (Пао ферро, Сантос)

Южная Америка

860 - 870 кг/м3

8710 Н

Пао ферро, именуемый также боливийским палисандром, имеет очень острую атаку, яркие верха, жирный компрессированный основной тон и плотный низ. Некоторые производители, например Suhr, используют пао ферро в качестве альтернативы клёну при производстве грифов и накладок.

Карибский палисандр (Чечен)

Центральная Америка

990 кг/м3

10010 Н

Карибский палисандр используется крайне редко такими производителями бутиковых гитар, как Ken Lawrence, а также при изготовлении акустических гитар.

Индонезийский палисандр (Борнео, Ренгас)

Индонезия

765 кг/м3

8710 Н

Согласно описанию индонезийский палисандр близок по звучанию к индийскому.

Панамский (Юкатанский) палисандр

Центральная и Южная Америка

680 кг/м3

5400 Н

Используется некоторыми Custom Shop производителями для производства акустических и электрических гитар. Иногда именуется как гранадилло.

Амазонский палисандр

Центральная и Южная Америка

1085 кг/м3

11990 Н

Используется некоторыми Custom Shop производителями для производства акустических и электрических гитар.

Бирманский палисандр

Юго-Восточная Азия

940 кг/м3

12060 Н

Используется некоторыми Custom Shop производителями для производства акустических и электрических гитар.

Гватемальский палисандр

Центральная Америка

 

 

Используется некоторыми Custom Shop производителями для производства акустических и электрических гитар.

Гондурасский палисандр

Южная Америка

1025 кг/м3

9790 Н

Используется некоторыми Custom Shop производителями для производства акустических и электрических гитар.

Камбоджийский палисандр

Юго-Восточная Азия

 

 

Используется некоторыми Custom Shop производителями для производства акустических и электрических гитар.

Боис де Роуз

Мадагаскар

930 кг/м3

11570 Н

Используется некоторыми Custom Shop производителями для производства акустических и электрических гитар.

Кокоболо

Центральная и Южная Америка

900 - 1200 кг/м3

14140 Н

Кокоболо имеет острую атаку вкупе с сочными обертонами. Такие производители, как Suhr, применяют кокоболо для производства грифов, накладок и топов, а Paul Reed Smith, Taylor и Takamine делают из него корпуса акустических гитар.

Гранадилло (хормиго, макакауба)

Центральная и Южная Америка

950 кг/м3

12030 Н

Гранадилло, именуемый также хормиго и макакауба, близок по звучанию к индийскому и бразильскому палисандру, обладая острой атакой, яркими искрящимися верхами и жирными сочными обертонами с колокольным призвуком. Накладка на гриф из гранадилло использовалась на Gibson Les Paul Gary Moore и многих инструментах Ken Lawrence, а Taylor и Paul Reed Smith делает из него корпуса акустических гитар.

Овангкол

Западная Африка

820 - 850 кг/м3

5900 Н

Согласно описанию, овангкол обладает чуть более жирной серединой и острыми верхами в сравнении с классическим палисандром. Такие производители, как Taylor и Takamine, используют овангкол для производства корпусов.

Воамбоана

Мадагаскар

 

 

Используется некоторыми Custom Shop производителями для производства акустических и электрических гитар.

Пало Эскрито

Южная Америка

 

 

Используется некоторыми Custom Shop производителями для производства акустических и электрических гитар.

ЧЁРНОЕ ДЕРЕВО И АНАЛОГИ

Африканский эбони

Западная Африка

950 - 1050 кг/м3

13700 Н

Эбони представляет собой абсолютно чёрную древесину, объединяя атаку и читаемость клёна с жирным и сочным звучанием палисандра.

Индийский эбони

Юго-Восточная Азия

900 - 950 кг/м3

10790 Н

Индийский эбони имеет коричневые прожилки в древесине.

Макассарский эбони

Индонезия

1000 - 1100 кг/м3

14140 Н

Макассарский эбони отличается значительными светло-коричневыми полосами и подрезанной серединой. Ограниченно применяется такими производителями, как Suhr, Paul Reed Smith и Takamine.

Коричневый эбони

Южная Америка

1160 кг/м3

15970 Н

Коричневый эбони является американской разновидностью чёрного дерева, похожей на палисандр.

Лунный эбони

Юго-Восточная Азия

800 - 850 кг/м3

7920 Н

Лунный эбони представляет собой светлое дерево с черными прожилками.

Белый эбони (Хурма)

Северная Америка

835 кг/м3

10230 Н

Белый эбони (хурма) именуется в английской литературе persimmon и используется некоторыми Custom Shop производителями для корпусов акустических гитар.

ОРЕХ И АНАЛОГИ

Американский орех

Северная Америка

600 – 750 кг/м3

4250 - 5560 Н

Американский орех имеет несколько разновидностей (Black, Claro, Bastogne в порядке возрастания плотности и твёрдости) и характеризуется тёплым густым звучанием с богатой серединой и хорошими верхами, по балансу частот находясь между махогони и палисандром. Такие фирмы, как Ibanez и Gibson, использовали его для переклеек 3-х кусковых кленовых грифов. Кроме того, Gibson и Hufschmid изредка применяет орех в качестве топов, а Taylor для создания корпусов.

Английский орех

Восточная Европа и Западная Азия

640 кг/м3

5410 Н

Английский орех является европейским аналогом американского ореха.

Перуанский орех

Центральная и Южная Америка

600 кг/м3

4250 Н

Согласно описанию звучание перуанского ореха в целом аналогично американскому.

Бразильский орех (Имбайя)

Бразилия

660 кг/м3

4300 Н

Согласно описанию имбайя похож по звучанию на орех. По заказу Warmoth изготавливает из имбайи грифы.

Ново-гвинейский орех (Пальдао)

Юго-Восточная Азия

670 кг/м3

4640 Н

Согласно описанию пальдао имеет яркое звучание аналогичное бокоту.

Карибский орех (Тзалам)

Центральная Америка

780 кг/м3

6230 Н

Тзалам используется некоторыми Custom Shop производителями при производстве акустических и электрических гитар.

ИНЫЕ ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ПОРОДЫ

Коа (Акация)

Гавайи

600 кг/м3

5180 Н

Коа является национальной гавайской древесиной, наравне с бразильским палисандром и гранадилло обладающей самыми сочными обертонами при игре соло. В то же время на риффах она не отличается от гитар, сделанных из классических пород дерева. Такие производители, как Kramer, Charvel, Carvin, Suhr, Roman, Martin и Taylor использовали коа для производства корпусов, в то время как Gibson, Fender, Jackson, Ibanez, Hamer, Paul Reed Smith, Music Man, ESP, Washburn, Warmoth, McNaught, Mayones, Collings, Kiesel, Hufschmid, Ken Lawrence, Tom Anderson, McPherson, Goodall, Melancon, Shamray, Lepsky и Padalka ограниченно выпускают из него лишь топы.

Секвойя

Северная Америка

410 - 420 кг/м3

2000 Н

Секвойя относится к хвойным породам и именуется в западной литературе redwood, отличаясь очень острым и резким звучанием. Топы из секвойи лимитировано применяют такие производители, как Jackson, Paul Reed Smith и Taylor.

Лейсвуд

Северная Австралия

530 - 580 кг/м3

3160 Н

Лейсвуд является национальной австралийской древесиной с характерным кружевным рисунком волокон и обладает острым читаемым звучанием с приемлемым низом. Корпуса из лейсвуда ограниченно использовали Charvel и Jackson, а топы Ibanez.

Абачи (Африканское белое дерево)

Западная Африка

380-390 кг/м3

1910 Н

Абачи, именуемое в западной литературе obeche, ограниченно использовалось Gibson в качестве накладок на гриф.

Конский каштан

Северная Америка

400 кг/м3

1560 Н

Комлевая часть конского каштана, именуемого в западной литературе buckeye, используется Suhr и некоторыми Custom Shop производителями в качестве топов для гитар.

Манго

Тропическая Азия и Океания

675 кг/м3

4780 Н

Согласно описанию манго имеет звучание, похожее на коа, и ограниченно применяется Paul Reed Smith в качестве топов для гитар.

Мирт (Перцовое дерево)

Северная Америка

635 кг/м3

5650 Н

Согласно описанию мирт похож на клён, имея чистое и яркое звучание.

Афромосия (Африканский тик)

Западная и Центральная Африка

700 - 750 кг/м3

6980 Н

Согласно описанию афромосия имеет яркую атаку, великолепный сустейн и по звучанию похоже на клён. По заказу Warmoth выпускает из афромосии грифы.

Мадрон

Северная Америка

800 кг/м3

6490 Н

Ограниченно применяется Paul Reed Smith в качестве топов для гитар.

Канары (Арариба)

Южная Америка

830 кг/м3

6750 Н

Согласно описанию канары имеет яркое звучание, аналогичное клёну. По заказу Warmoth изготавливает из канары грифы.

Гонсало алвес (Тигровое дерево)

Южная Америка

900 кг/м3

9640 Н

Согласно описанию гонсало алвес, именуемый также тигровым деревом, имеет сбалансированный тёплый тембр с хорошей читаемостью. По заказу Warmoth производит из гонсало алвес грифы.

Венге

Центральная Африка

850 - 900 кг/м3

8600 Н

По звучанию венге похоже на орех, обладая плотным низом и жирной серединой, но отличаясь яркими верхами и очень сочными обертонами. Данную древесину используют для производства грифов и накладок такие производители, как Paul Reed Smith, Rickenbacker, Warmoth, Mayones, Collings, Kauer и Universum.

Падук

Центральная и Западная Африка

750 - 800 кг/м3

8760 Н

Падук обладает яркой атакой, острой серединой, неплохими обертонами и по звучанию похож на клён. По заказу Warmoth выпускает из падука грифы и корпуса, Mayones использует для ламинирования, а Washburn производит гитары N4.

Бубинга

Центральная Африка

800 - 950 кг/м3

10720 Н

Бубинга обладает глубоким низом, плотной серединой, резкой атакой и очень сочными обертонами с отличным сустейном. По заказу Warmoth изготавливает из бубинги грифы и корпуса, Bruno Urban делает только грифы, Mayones использует для ламинирования, а Ken Lawrence производит топы.

Амарант

Центральная и Южная Америка

850 - 900 кг/м3

11190 Н

Согласно описанию амарант, именуемый в английской литературе purpleheart, по звучанию схож с бубингой, имея глубокий низ и великолепный сустейн. По заказу Warmoth производит из амаранта грифы, а Mayones применяет его для ламинирования.

Чёрный (тасманский) сассафрас

Австралия

600 - 650 кг/м3

4860 Н

Согласно описанию черный сассафрас является уникальным по звучанию деревом, включающим объёмный низ, яркие верха, высокую читаемость и способным звучать как такие сорта древесины, как махогони, палисандр, клён или орех в зависимости от стиля игры музыканта. Используется Taylor для изготовления корпусов.

Австралийское (тасманское) чёрное дерево

Австралия

600 - 650 кг/м3

5180 Н

Согласно описанию австралийское чёрное дерево выглядит и звучит аналогично коа, имея богатую сочную середину и яркие верха. Применяется Taylor для изготовления корпусов.

Зирикот

Центральная Америка

800 - 900 кг/м3

8780 Н

Согласно описанию зирикот имеет приятную середину и великолепный сустейн. Используется Suhr и Paul Reed Smith в качестве топов.

Зебровое дерево

Западная и Центральная Африка

750 - 800 кг/м3

8160 Н

Согласно описанию зебровое дерево, именуемое в английской литературе zebrawood, по звучанию схоже с клёном. Применяется Suhr и Paul Reed Smith для выпуска топов.

Кровавое дерево (Сатин)

Южная Америка

1000 – 1100 кг/м3

12900 Н

Согласно описанию кровавое дерево, именуемое в английской литературе bloodwood, обладает яркими верхами и очень долгим сустейном. По заказу Warmoth производит из сатина грифы.

Змеиное дерево

Южная Америка

1200 – 1300 кг/м3

16900 Н

Змеиное дерево, именуемое в английской литературе snakewood, является одним из самых твёрдых, тяжёлых и необыкновенно красивых. Используется крайне редко на экзотических гитарах.

Железное дерево

Юго-Западная Америка, Центральная Америка и Карибы

1200 – 1400 кг/м3

14500 – 16280 Н

Железное дерево, именуемое в английской литературе ironwood, является одним из самых твёрдых и тяжёлых в гитаростроении. Подразделяется на пустынное и чёрное в порядке возрастания плотности и твёрдости. Ограниченно применялось Gibson в качестве накладок на гриф.

Королевское дерево

Бразилия

1200 кг/м3

17240 Н

Согласно описанию королевское дерево, именуемое в английской литературе kingwood, имеет быструю атаку, отличную читаемость и долгий сустейн. Используется Suhr в качестве топов.

 

Над данной статьей трудился Vlad X