Все о гитарах Ibanez USRG

United States Rock Guitar – USRG (1994-1996)

1. История создания

Значимым шагом в истории компании Ibanez явилось принятие решения о выпуске инструментов с грифами, разработанными мастерской Дэйва Бункера Tension Free Neck:

http://davebunkerguitars.com/about.html

Над конструкцией этой системы Дэйв работал давно и вот наконец наступил момент, когда он смог воплотить её в реальность. Сперва состоялся выпуск ограниченной серии басов USATK, которые по опросу гитарного журнала были названы басами года.

Фото 1. Ibanez USATK series

И сразу после них появилась уникальная серия гитар USRG. Это был Custom Shop с жёстко заданными характеристиками, то есть гитары производились без внесения каких-либо индивидуальных изменений, как это делается обычно при заказе гитары в Custom Shop. Корпуса гитар изготавливались из ольхи, с покрытием из кленового шпона либо топа АА для версий USRG 10 и USRG 20 соответственно, а также ААА для USRG 30. Стоит отметить, что определение категорий (А) зачастую носит субъективный характер (чем красивее топ, тем больше букв А), поэтому на инструментах зачастую попадаются топы совершенно разных уровней.

Фото 2. Ibanez USRG 10 с фиксированным бриджем, кленовым шпоном и грифом без окантовки

Фото 3. Ibanez USRG 20 с флойдом, кленовым топом и грифом без окантовки

Фото 4. Ibanez USRG 30 c флойдом, кленовым топом AAA на деке вкупе со шпоном на голове и окантовкой на грифе

Начало производства серии приходится на 1994 год, последний USRG был выпущен в конце 1996 года. Думаю что любой музыкант, хоть раз прикоснувшийся к этим гитарам, сразу отметит весьма оригинальное звучание инструмента в отличие от других собратьев. Это острый насыщенный звук, совершенно плотный на риффах и распевный в сольных партиях. Иной раз кажется, что гриф сам по себе добавляет в звучание неограниченное количество обертонов и гудит, заставляя гитару просто реветь на хорошем перегрузе. Особенно это ощущается на толстых струнах, поскольку их мощные колебания полностью передаются грифу, который благодаря конструкции освобождён от натяжения струн и в полной мере пропускает все колебания, превращая их в гудение паровой машины братьев Черепановых. Чистый звук также отличается массивностью и наполненностью, отсутствием лязга, присущего Ибанезам, и визглявых верхов, этакий совсем слегка замыленный, но только достаточно для того, чтобы не резать ухо. Разницу в звучании не уловить просто невозможно. Кто-то может оказаться непривычным к подобному изменению в характеристиках звука, но очевидно одно - жалоб на эти инструменты нет. Как утверждает сам Бункер, это достигается именно за счёт того, что в грифе, как таковой, отсутствует анкер. А середина по сути заполнена стальным стержнем, идущим от головы грифа, которая, к слову сказать, присоединятся к телу через металлическую пластинку, и стержень этот держит на себе всё натяжение струн, высвобождая гриф от этой работы и позволяя дереву звучать в полном объёме. Полагаю, что любому гитаристу будет интересно подержать в руках такой инструмент и приобрести новые ощущения. Ну а уж насколько он захочет сделать его своей основной рабочей лошадкой будет зависеть от того, смог ли он совладать со всей этой новизной, как технологической, так и акустической. Лично в моей коллекции живут 5 прекрасных представителей семейства USRG 30.

 

2. Технические Характеристики

Корпуса Ibanez USRG склеивались на фабрике из 2-х либо 3-х кусков древесины. Масса гитары составляет 3,5 кг.

Фото 5. Двух- и трёхкусковые корпуса Ibanez USRG

Body Material: 2-3 pieces Alder w/ AAA Figured Maple (USRG 20/10 AA maple)

Neck Wood: 1-piece maple

Neck Measurements:

-Thickness: 19.0mm at fret-1  / 21.0mm at fret-12

-Width: 43mm nut / 57mm at fret-22

-Radius: 16" fretboard radius

Fretboard:  Bound Rosewood

Fret Wire:  Dunlop 6105

Neck Joint:  AANJ

Hardware:  CosmoBlack (CK)

Pickups:  Bridge: DiMarzio ToneZone \ Neck: DiMarzio PAF Pro

Pickup Switching:  5-way

Bridge/Tremolo:  LoPro Edge (USRG 10 fixed bridge)

List Price in 94-96:  1700 +130 for the case.

Colors:

BT (Bitter Scotch)

 

TP (Transparent Purple)

 

TB (Transparent Blue)

 

TR (Transparent Red)

 

TB (Transparent Black)

 

TG (Transparent Green)

 

TV (Transparent Violete)

 

3. Полезные подсказки

- Цена: В середине 90-х MSRP цена на новый инструмент USRG 30 с кейсом была 1830$, в наши дни даже за эти деньги уже очень сложно купить свежий USRG, примерная цена на вторичном рынке колеблется от 1700$ до 2300$ и не уклонно растет из года в год! Так как все 3 года производства было выпущено чуть более тысячи инструментов, то спрос и повышенный интерес к этой уникальной гитаре очевиден. Очень рекомендую иметь такую жемчужину в своем арсенале как играющим музыкантам, так и коллекционерам.

- Огромная цветовая гамма: Вы наверняка замечали, что есть множество расцветок и оттенков USRG, в чём же причина такого пёстрого разнообразия? Дело в том, что очевидно постоянное попадание прямого солнечного цвета на поверхность инструмента очень сильно меняет его цветовую гамму и чудесным образом превращает из розового в коричневый или из изумрудного в желтовато-болотный. Причём цветокорректировке подвержены как передняя, так и тыльная сторона корпуса и даже голова грифа!

Фото 6. Оригинальный цвет корпуса

Фото 7. Эволюционировавший цвет корпуса

Фото 8. Оригинальный цвет головы грифа

Фото 9. Эволюционировавший цвет головы грифа

Фото 10. Оригинальный цвет корпуса

Фото 11. Эволюционировавший цвет корпуса

Однако это ни как не влияет на звук или удобство игры, просто создает большое разнообразие 7 основных цветов. Изначальные цвета я бы охарактеризовал так:

- Оранжевый апельсин

- Насыщенный фиолетовый

- Красный рубин

- Зелёный изумруд

- Синяя волна

- Лилово-розовый

- Прозрачно-чёрный

Фото оригинальных цветов представлены в начале этой статьи и как вы уже понимаете сегодня USRG в оригинальном цвете архи-редкость!

 

4. Регулировка анкера

Теперь о грифах, которые на первый взгляд выглядят несколько необычно: голова грифа соединяется с самим грифом через медную пластину, которая соединена с металлическим стержнем внутри грифа, функция которого несколько отлична от традиционной анкерной конструкции. Функция стержня - взять на себя нагрузку, которую создают натянутые струны, таким образом "разгружая" дерево грифа от напряжения. Так как топлок расположен за металлической пластиной на голове, струны могли бы быть натянуты в воздухе, поскольку нагрузки на сам гриф нет ввиду того, что вся она приходится на стержень. Преимуществом данной инновации была обозначена лучшая звукопередача "ненапряжённого" дерева грифа, и воплотив теорию на практике Бункер не ошибся - конструкция действительно работает.

Во-первых, анкерная шайба находится уже не на головке грифа, а у его основания и отверстие для ключа (вставной шестигранник) находится между 4 винтами крепления грифа к деке.

Фото 12. Пятка грифа USRG

Принцип действия тот же, натяжение или ослабление грифа. Положим гитару на колени так, чтобы отверстие было прямо перед нами, и вставим шестигранный ключ. Для создания натяжения нужно вращать ключ против часовой стрелки, и наоборот, чтобы ослабить гриф, крутим ключ по часовой стрелке.

Фото 13. Регулировка анкера USRG

Идея в принципе проста, но есть один маленький нюанс - ни в коем случае не рекомендуется крутить анкер со спущенными струнами, иначе это может привести к повреждению системы.

Во-вторых, на грифе есть и второе отверстие, с боковой стороны. В нём находится стопорная шпилька, которую крайне не рекомендуется крутить, так как это приведёт к разбору всей конструкции Tension Free Neck путём отсоединения головы грифа вместе с анкерным стержнем от тела.

Фото 14. Отверстие стопорной шпильки анкерного стержня