Все о гитарах Ibanez USA Custom

В период с 1989 по 1996 годы японская компания Ibanez предприняла попытку вторжения на американский рынок заказных инструментов. Модельный ряд был представлен 5 сериями электрогитар - USA Custom Graphic Design (UCGR), USA Custom MetalDesign (UCMD), USA Custom American Master (UCMA), USA Custom Exotic Wood (UCEW) и USA Custom Roadstar Guitar (USRG). По звучанию американские Ibanez указанных лет не имеют ничего общего с выпускающимися в настоящее время японскими и азиатскими имитациями гитар.

Две первые серии UCGR и UCMD в отличие от большинства других USA Custom производились на японском заводе Fujigen и лишь собирались в США на фабрике Hoshino, во многом сохраняя аутентичную конструкцию Ibanez RG 550 образца 1987 года c корпусом из липы, кленовым грифом с палисандровой накладкой, фурнитурой Gotoh (под маркой Ibanez Edge), электроникой DiMarzio и различными рисунками на верхней деке. Начиная с 1991 года использовалась закруглённая пятка грифа, облегчавшая доступ к верхним ладам (All Access Neck Joint). Инструменты продержались на конвейере с 1989 по 1992 годы.

Третья серия UCMA представляла собой гитару со сквозным кленовым грифом, резко выделяясь на фоне всех выпускавшихся в то время американских инструментов Ibanez. На поздних версиях между двумя кусками клёна применялась вклейка амаранта либо ореха, а для склейки с крыльями шпон из ореха или эбони. В качестве материала корпуса использовались американская липа либо махогони с кленовым топом. При этом предсерийные прототипы American Master изготавливались вручную мастером Roger Gresco путём приклеивания к предварительно склеенному 3-х кусковому топу сквозного грифа и крыльев корпуса, ввиду чего сегодня особенно ценятся коллекционерами. Инструменты продержались на конвейере с 1989 по 1991 годы.

Четвёртая серия UCEW имела махогоневый корпус с толстым топом из клёна либо лейсвуда и закруглённую пятку грифа. В последний год выпуска в спецификацию был внесён ряд изменений, таких как гриф из клёна "птичий глаз", инкрустация накладки в виде стандартных точек с отсутствием окантовки, установка звукоснимателей в дереве (Direct Mount) и низкопрофильное тремоло (Lo-Pro Edge). Инструменты продержались на конвейере с 1990 по 1992 годы.

Наконец, пятой серией стал инновационный USRG, имеющий корпус из ольхи с кленовым топом либо шпоном, запатентованный инженером Dave Bunker анкерный стержень внутри полого грифа (Tension Free Neck), закруглённую пятку и звукосниматели без рамок. Инструменты продержались на конвейере с 1994 по 1996 годы.

Рис. 1. Каталог Ibanez USA Custom Graphic Design и MetalDesign (1989)

Рис. 2. Каталог Ibanez USA Custom Graphic Design, MetalDesign и Exotic Wood (1990)

Рис. 3. Каталог Ibanez USA Custom American Master (1990)

Рис. 4. Каталог Ibanez USA Custom Graphic Design (1991)

Рис. 5. Каталог Ibanez USA Custom Graphic Design (1991)

Рис. 6. Каталог Ibanez USA Custom MetalDesign (1991)

Рис. 7. Каталог Ibanez USA Custom Exotic Wood (1991)

Рис. 8. Каталог Ibanez USA Custom American Master (1991)

Рис. 9. Каталог Ibanez USA Custom Graphic Design (1992)

Рис. 10. Каталог Ibanez USA Custom Exotic Wood (1992)

Рис. 11. Каталог Ibanez USA Custom RG (1995)

 

United States Roarstar Guitar – USRG (1994-1996)

1. История создания

Значимым шагом в истории компании Ibanez явилось принятие решения о выпуске инструментов с грифами, разработанными мастерской Дэйва Бункера Tension Free Neck:

http://davebunkerguitars.com/about.html

Над конструкцией этой системы Дэйв работал давно и вот наконец наступил момент, когда он смог воплотить её в реальность. Сперва состоялся выпуск ограниченной серии басов USATK, которые по опросу гитарного журнала были названы басами года.

Рис. 12. Ibanez USATK series

И сразу после них появилась уникальная серия гитар USRG. Это был Custom Shop с жёстко заданными характеристиками, то есть гитары производились без внесения каких-либо индивидуальных изменений, как это делается обычно при заказе гитары в Custom Shop. Корпуса гитар изготавливались из ольхи, с покрытием из кленового шпона либо топа АА для версий USRG 10 и USRG 20 соответственно, а также топа ААА для USRG 30. Стоит отметить, что определение категорий (А) зачастую носит субъективный характер (чем красивее топ, тем больше букв А), поэтому на инструментах зачастую попадаются топы совершенно разных уровней.

Рис. 13. Ibanez USRG 10 с фиксированным бриджем, кленовым шпоном AA и грифом без окантовки

Рис. 14. Ibanez USRG 20 с флойдом, кленовым топом AA и грифом без окантовки

Рис. 15. Ibanez USRG 30 c флойдом, кленовым топом AAA на деке вкупе со шпоном на голове и окантовкой на грифе

Начало производства серии приходится на 1994 год, последний USRG был выпущен в конце 1996 года. Думаю что любой музыкант, хоть раз прикоснувшийся к этим гитарам, сразу отметит весьма оригинальное звучание инструмента в отличие от других собратьев. Это острый насыщенный звук, совершенно плотный на риффах и распевный в сольных партиях. Иной раз кажется, что гриф сам по себе добавляет в звучание неограниченное количество обертонов и гудит, заставляя гитару просто реветь на хорошем перегрузе. Особенно это ощущается на толстых струнах, поскольку их мощные колебания полностью передаются грифу, который благодаря конструкции освобождён от натяжения струн и в полной мере пропускает все колебания, превращая их в гудение паровой машины братьев Черепановых. Чистый звук также отличается массивностью и наполненностью, отсутствием лязга, присущего Ибанезам, и визглявых верхов, этакий совсем слегка замыленный, но только достаточно для того, чтобы не резать ухо. Разницу в звучании не уловить просто невозможно. Кто-то может оказаться непривычным к подобному изменению в характеристиках звука, но очевидно одно - жалоб на эти инструменты нет. Как утверждает сам Бункер, это достигается именно за счёт того, что в грифе, как таковой, отсутствует анкер. А середина по сути заполнена стальным стержнем, идущим от головы грифа, которая, к слову сказать, присоединятся к телу через металлическую пластинку, и стержень этот держит на себе всё натяжение струн, высвобождая гриф от этой работы и позволяя дереву звучать в полном объёме. Полагаю, что любому гитаристу будет интересно подержать в руках такой инструмент и приобрести новые ощущения. Ну а уж насколько он захочет сделать его своей основной рабочей лошадкой будет зависеть от того, смог ли он совладать со всей этой новизной, как технологической, так и акустической. Лично в моей коллекции живут 5 прекрасных представителей семейства USRG 30.

 

2. Технические Характеристики

Корпуса Ibanez USRG склеивались на фабрике из 2-х либо 3-х кусков древесины. Масса гитары составляет в среднем 3,5 кг.

Рис. 16. Двух- и трёхкусковые корпуса Ibanez USRG

Body Material 2-3 pieces Alder w/ AAA Figured Maple (USRG 20/10 AA maple)

Neck Wood:  1-piece maple

Neck Measurements:

-Thickness: 18.0 mm at 1st fret / 21.5 mm at 12th fret

-Width: 43 mm at nut / 57 mm at 22th fret

-Radius: 16" fretboard

Fretboard:  Bound Rosewood

Fret Wire:  Dunlop 6105

Neck Joint:  All Access

Hardware:  CosmoBlack (CK)

Pickups:  DiMarzio Tone Zone (bridge) / DiMarzio PAF Pro (neck)

Pickup Switching:  5-way blade

Bridge/Tremolo:  Lo-Pro Edge (USRG 10 fixed bridge)

List Price in 94-96:  1700$ + 130$ for the case.

Colors:

BT (Bitter Scotch)

 

TP (Transparent Purple)

 

TB (Transparent Blue)

 

TR (Transparent Red)

 

TB (Transparent Black)

 

TG (Transparent Green)

 

TV (Transparent Violete)

Рис. 17. Различные расцветки Ibanez USRG

3. Полезные подсказки

- Цена: В середине 90-х MSRP цена на новый инструмент USRG 30 с кейсом была 1830$, в наши дни даже за эти деньги уже очень сложно купить свежий USRG, примерная цена на вторичном рынке колеблется от 1700$ до 2300$ и не уклонно растет из года в год! Так как все 3 года производства было выпущено чуть более тысячи инструментов, то спрос и повышенный интерес к этой уникальной гитаре очевиден. Очень рекомендую иметь такую жемчужину в своем арсенале как играющим музыкантам, так и коллекционерам.

- Огромная цветовая гамма: Вы наверняка замечали, что есть множество расцветок и оттенков USRG, в чём же причина такого пёстрого разнообразия? Дело в том, что очевидно постоянное попадание прямого солнечного цвета на поверхность инструмента очень сильно меняет его цветовую гамму и чудесным образом превращает из розового в коричневый или из изумрудного в желтовато-болотный. Причём цветокорректировке подвержены как передняя, так и тыльная сторона корпуса и даже голова грифа!

Рис. 18. Оригинальный цвет корпуса

Рис. 19. Эволюционировавший цвет корпуса

Рис. 20. Оригинальный цвет головы грифа

Рис. 21. Эволюционировавший цвет головы грифа

Рис. 22. Оригинальный цвет корпуса

Рис. 23. Эволюционировавший цвет корпуса

Однако это ни как не влияет на звук или удобство игры, просто создает большое разнообразие 7 основных цветов. Изначальные цвета я бы охарактеризовал так:

- Оранжевый апельсин

- Насыщенный фиолетовый

- Красный рубин

- Зелёный изумруд

- Синяя волна

- Лилово-розовый

- Прозрачно-чёрный

Фото оригинальных цветов представлены в начале этой статьи и как вы уже понимаете сегодня USRG в оригинальном цвете архи-редкость!

 

4. Регулировка анкера

Теперь о грифах, которые на первый взгляд выглядят несколько необычно: голова грифа соединяется с самим грифом через медную пластину, которая соединена с металлическим стержнем внутри грифа, функция которого несколько отлична от традиционной анкерной конструкции. Функция стержня - взять на себя нагрузку, которую создают натянутые струны, таким образом "разгружая" дерево грифа от напряжения. Так как топлок расположен за металлической пластиной на голове, струны могли бы быть натянуты в воздухе, поскольку нагрузки на сам гриф нет ввиду того, что вся она приходится на стержень. Преимуществом данной инновации была обозначена лучшая звукопередача "ненапряжённого" дерева грифа, и воплотив теорию на практике Бункер не ошибся - конструкция действительно работает.

Во-первых, анкерная шайба располагается уже не на головке грифа, а у его основания и отверстие для ключа (вставной шестигранник) находится между 4 винтами крепления грифа к деке.

Рис. 24. Пятка грифа USRG

Принцип действия тот же, натяжение или ослабление грифа. Положим гитару на колени так, чтобы отверстие было прямо перед нами, и вставим шестигранный ключ. Для создания натяжения нужно вращать ключ против часовой стрелки, и наоборот, чтобы ослабить гриф, крутим ключ по часовой стрелке.

Рис. 25. Регулировка анкера USRG

Идея в принципе проста, но есть один маленький нюанс - ни в коем случае не рекомендуется крутить анкер со спущенными струнами, иначе это может привести к повреждению системы.

Во-вторых, на грифе есть ещё одно отверстие, с боковой стороны. В нём находится стопорная шпилька, которую запрещается трогать, так как это приведёт к разбору всей конструкции Tension Free Neck путём отсоединения головы грифа вместе с анкерным стержнем от тела в случае снятия крепления топ лока.

Рис. 26. Отверстие стопорной шпильки анкерного стержня

 

Над статьей трудились Jin и Vlad X