Величайшие гитаристы мира

С момента изобретения первой цельнокорпусной электрогитары в 1951 году мир изменился до неузнаваемости – человечество полетело в космос, запустило спутниковую связь, изобрело интернет, клонировало животное, компьютеры уменьшились до карманных размеров. Не стала исключением и музыка – благодаря открытию возможности играть на перегрузе в течение двадцати лет с начала 1960-х до начала 1980-х эпоха The Beatles сменилась на эру Metallica.

Техника владения электрогитарой возросла в геометрической прогрессии – появилась скоростная игра переменным штрихом, теппинг, свип, медиаторные флажолеты, риффы на квинтовых аккордах, трюки с рычагом, переходящие в гармоники бесконечные бенды. Мир узнал имена героев, навечно изменивших представление человечества о возможностях игры на гитаре.

С тех пор прошли годы и на просторах Youtube появилось достаточно много видео-блогеров, освещающих музыкальную тематику на различные темы, будь то обзоры гитарного оборудования, преподавание техники игры или копирование стилей известных исполнителей-виртуозов. В подавляющем большинстве случаев данные люди являются обыкновенными любителями и имеют соответствующую целевую аудиторию, состоящую из диванных и форумных «гитаристов», не способных отличить информационную подделку от качественного продукта.

В частности, многие интернет-обзорщики и гитарные «учителя» в процессе демонстрации звукового аппарата и уроков игры допускают очевидные технические ошибки, как то: грязь на перегрузе (отсутствие глушения звучащих и незвучащих струн правой и левой рукой, скрежеты при смене позиций, въезд в аккорды), слабая атака медиатором (нет высекания нот на риффах и соло), некрасивые бенды и вибрато (неточное интонирование, неровная амплитуда, призвуки от соседних струн), размазанные пассажи (неполная синхронизация правой и левой руки, звучание интервалов вместо отдельных нот) и др. При этом, не будучи профессионалами, они не слышат собственных ошибок и продолжают терять время впустую.

Немаловажную роль здесь играет тот факт, что такие «специалисты» подключают свои гитары к цифровым процессорам вкупе с домашней стереосистемой либо к транзисторным или ламповым комбикам на комнатной громкости. В указанных условиях научиться играть правильно и слышать истинное звучание инструмента попросту невозможно. Остановимся на данном вопросе подробнее.

Для реализации собственного исполнительского потенциала гитаристам необходимо оттачивать своё мастерство на профессиональном оборудовании, а именно ламповых головах и кабинетах, звучащих на концертной громкости. В случае занятий дома вполне подойдёт вариант 50‑Ваттного усилителя в связке с кабинетом 2×12, в то время как при игре в студии или на репетиционной базе желателен 100-Ваттный стек формата 4×12.

Секрет заключается в том, что при игре через «разогретые» головы со звуковым давлением 120-130 дБ происходят две фундаментальные вещи: во-первых, лампы усилителя мощности получают ток насыщения и выходят на рабочий режим перегруза сигнала, обеспечивая динамику звукоизвлечения и контролируемую обратную связь, вследствие чего гитара и усилитель начинают звучать именно так, как вы слышите их на записях ваших любимых групп (с поправкой на мастеринг), а, во-вторых, на указанной громкости становится заметна любая помарка в собственной игре, будь то малейший шорох от недостаточно приглушенных струн, изменение атаки в зависимости от различной глубины погружения или углов постановки медиатора и др.

Играя через цифровые процессоры, транзисторные комбики и даже ламповые усилители на домашней громкости вы никогда не получите такой уровень звучания и отдачи, какой достигается при игре через «разогретую» голову на концертной громкости. При этом важно отметить, что использование педалей перегруза перед усилителем ни в коей мере не поможет вам в приобретении желаемого эффекта, поскольку они увеличивают количество искажений в предусилителе (ручка Gain), в то время как здесь речь идёт о раскачке оконечника (ручка Volume).

Разумеется, отработка мастерства игры на концертной громкости возможна лишь после предварительного оттачивания имеющихся навыков «всухую» во время занятий под метроном, при условии правильной посадки, постановки рук и техники звукоизвлечения. В противном случае ваши уши очень быстро устанут от грязи и лишнего шума и вас не станет терпеть даже хозяин студии, которому вы платите деньги за репетиции.

Именно поэтому не стоит брать во внимание рекомендации и уроки большинства доморощённых «экспертов» на Youtube, не владеющих инструментом на профессиональном уровне и не имеющих концертного или студийного опыта работы. При хорошем раскладе они смогут провести сравнение тестируемых гитар или оборудования в одинаково посредственных любительских условиях, что с натяжкой может соответствовать критериям достоверности и воспроизводимости получаемых результатов. Что касается виртуального преподавания и разбора стиля конкретного гитариста-виртуоза, такие псевдо-блогеры в лучшем случае смогут кое-как повторить последовательность сыгранных им нот без учёта специфики постановки рук и техники звукоизвлечения самого музыканта.

В качестве примера можно привести отличия в звукоизвлечении правой рукой у известных мировых исполнителей. Так, Рэнди Роадс играл соло кистью, Закк Вайлд использует предплечье, Майкл Анджело ставит якорь, Ингви Мальмстин иногда подыгрывает сгибанием фаланг, а Стив Морс держит медиатор между подушечками вытянутых пальцев и играет скоростные вертушки от локтя с развёрнутым кулаком. То же самое касается вопроса постановки левой руки – Рэнди Роадс, Майкл Анджело, Нуно Беттенкурт и Карл Логан являются адептами классического положения кисти с опорой на большой палец и применением четырёхпальцевой техники исходя из правила «один лад – один палец», в то время как Ингви Мальмстин, Ричи Самбора, Слэш и Гэри Мур предпочитают блюзовую постановку и преимущественно трёхпальцевую аппликатуру. В целом же наблюдается одна закономерность – чем быстрее играет музыкант, тем меньше амплитуда движений правой руки и отрыва от грифа пальцев левой руки.

В настоящей статье мы не станем уделять внимание различного рода дилетантам и подражателям, а остановим свой выбор непосредственно на первоисточниках – более двадцати пяти выдающихся мировых гитаристах, обладающих филигранной техникой либо внесших значительный вклад в развитие тяжёлой музыки. При этом в отличие от всех других авторов, мы рассмотрим не только краткую биографию выбранных исполнителей, но также коснёмся вопросов их гитарного оборудования и особенностей индивидуальной техники, наглядно показав, что одинакового результата можно достичь различными способами и единственно правильного решения в данном случае не существует, поскольку главным критерием является конечное звучание музыканта. Итак, поехали!

 

Randy Rhoads

В 1980 году Рэнди Роадс взорвал мир своим молниеносным стилем игры, произведя настоящий фурор композициями Crazy Train и Mr. Crowley, записанными в тандеме с легендарным Ozzy Osbourne для альбома Blizzard of Ozz, входящего сегодня в первую десятку рейтинга 100 Greatest Metal Albums of All Time. Дебют на большой сцене малоизвестного гитариста из Калифорнии имел сенсационный успех и положил начало эре суперскоростных соло, ознаменовавших целую эпоху 80-х.

Рэнди Роадс играл на гитарах Gibson Les Paul Custom и Sandaval Flying V с рычагом и датчиком DiMarzio Super Distortion в бридже до того момента, пока мастера с фабрики Charvel в лице Grover Jackson и Mike Shannon не предложили сделать ему индивидуальный инструмент со сквозным грифом. Сперва на свет появился прототип Jackson Concorde, представлявший собой симбиоз Les Paul и Flying V, который в процессе доработки превратился в известную сегодня всему миру стрелу Jackson Randy Rhoads. В качестве усилителей Рэнди использовал головы Marshall.

Техника игры Рэнди Роадса отличается от большинства гитаристов классическими посадкой и постановкой левой руки с опорой на большой палец, использованием четырёхпальцевых аппликатур при игре пассажей и секвенций, звукоизвлечением кистью правой руки с вытянутыми пальцами, резкой атакой, безудержной скоростью, использованием легато, теппинга, тремоло и неоклассическими ходами. При игре стоя положение гитары было достаточно низким. Данную технику можно считать эталонной и приводить в качестве примера правильной постановки рук и способа звукоизвлечения.

К сожалению, судьба Рэнди Роадса оказалась неблагосклонной к молодому талантливому гитаристу, погибшему в нелепой авиакатастрофе в 1982 году. Среди немногочисленных композиций, оставленных им после себя, помимо упомянутых выше можно выделить балладу Goodbye to Romance.

 

Yngwie Malmsteen

Ингви Мальмстин дебютировал на большой сцене в 1983 году в составе группы Alcatrazz и практически сразу перешёл к сольному творчеству. Благодаря своим незаурядным способностям он добился выдающихся успехов в исполнительском мастерстве и в возрасте двадцати с небольшим лет по праву стал считаться одним из лучших гитаристов мира. Попав в аварию в 1987 году и не играя на гитаре почти полтора года в конечном итоге Ингви смог восстановить форму и вернуться на сцену.

Основным инструментом легендарного шведского музыканта на протяжении всей его карьеры является винтажный Fender Stratocaster с 21 ладом, скалопированной кленовой накладкой, звукоснимателями DiMarzio либо Seymour Duncan. В качестве усилителей Ингви использует голову Marshall вкупе с педалью разогрева Dod.

Техника игры Ингви Мальмстина характеризуется блюзовой постановкой левой руки, использованием трёхпальцевых аппликатур с подключением мизинца лишь при больших растяжках, звукоизвлечением кистью правой руки с минимальной амплитудой и периодическим подыгрыванием сгибанием фаланг пальцев с медиатором, острой атакой, фантастической скоростью при игре переменным штрихом, использованием легато, свипа, тремоло, изредка теппинга, искромётными бендами и вибрато, а также неоклассическим звучанием в гармоническом миноре. Во время поливаний Ингви периодически допускает проскакивание «случайных» нот. При игре стоя гитара находится достаточно высоко.

По правде говоря, для гитариста его уровня постановка левой руки на грифе с оттопыренным в сторону большим пальцем и редким использованием мизинца выглядит неуместной, однако это не мешает ему исполнять сверхскоростные соло и оставаться кумиром миллионов фанатов на протяжении десятилетий.

Среди наиболее выдающихся инструментальных произведений можно выделить целиком неоклассический альбом Concerto Suite for Electric Guitar and Orchestra (1998), композицию Far Beyond The Sun, а также блюзовую балладу Blue.

 

Michael Angelo

Майкл Анджело получил высшее музыкальное образование и был сессионным гитаристом в Чикаго, пока не дебютировал на сцене в составе хэви-металл группы Holland в 1984 году, однако данный проект не имел успеха. Тем не менее, благодаря своим фантастическим навыкам игры и выпуску уникальной авторской видеошколы в 1987 году он очень быстро приобрёл мировую известность.

Основными инструментами Анджело в настоящее время являются различные модели Dean. Также он обладает набором эксклюзивных заказных гитар с несколькими грифами, в том числе для одновременной игры на них двумя руками. В качестве усилителей в разные годы музыкант использовал головы Randall, Marshall и DV Mark.

Техника игры Майкла Анджело уникальна и отличается от всех других гитаристов постановкой якоря правой руки на деке во время звукоизвлечения, использованием фортепианной техники на двухгрифовых инструментах, умением играть одинаково быстро как правша, так и левша (кем он является от природы). Левая рука имеет классическую постановку с использованием четырёхпальцевой аппликатуры. Анджело в совершенстве владеет всеми существующими способами игры, а именно переменным штрихом, экономным штрихом, смешанным штрихом медиатор-пальцы, легато, свипом и теппингом. Атака во время звукоизвлечения относительно слабая. При игре стоя гитара находится достаточно высоко.

В качестве композитора Майкл Анджело не достиг существенных успехов, одним из наиболее известных сольных произведений является 2x Again. В то же время он прославился как кавер-гитарист, переигравший всех известных исполнителей в собственной обработке, например, Tribute to Randy Rhoads.

 

Chris Impellitteri

Крис Импеллиттери играет в одноимённой группе и регулярно выпускает альбомы начиная с 1988 года. Однако мировую известность он получил в первую очередь как гитарист-виртуоз, обладающий сумасшедшей скоростью переменного штриха.

Основным инструментом Криса является Fender Stratocaster, в меньшей степени он использует Gibson Les Paul, Ibanez, Charvel и Dean. В качестве усилителей Импеллиттери предпочитает головы Marshall и Engl.

Техника игры Криса Импеллиттери отличается от большинства гитаристов классической постановкой левой руки с использованием четырёхпальцевых аппликатур, звукоизвлечением кистью правой руки с подключением предплечья во время исполнения скоростных пассажей и секвенций, периодическим применением комбинированной техники медиатор-пальцы, резкой атакой, очень сочными бендами и вибрато, а также свипами. При игре стоя гитара находится достаточно высоко.

В качестве примеров творчества можно послушать композиции группы Impellitteri, например, Stand in Line.

 

Steve Vai

Стив Вай дебютировал на большой сцене в 1980 году и играл в таких группах, как Frank Zappa, Alcatrazz, David Lee Roth и Whitesnake. Параллельно он занимался сольным творчеством, выпустив свой первый альбом ещё в 1984 году, но окончательно сконцентрировался на нём лишь с начала 1990-х, записав в общей сложности 9 пластинок.

Основным инструментом Вая является подписной Ibanez Jem в различных интерпретациях, укомплектованный именными звукоснимателями DiMarzio. Он считается первым виртуозом, начавшим применять 7-струнные гитары. В качестве усилителей в настоящее время Стив использует головы Carvin Legacy.

Техника игры Стива Вая характеризуется блюзовой постановкой левой руки вкупе с четырёхпальцевой аппликатурой, звукоизвлечением кистью правой руки с поджатыми пальцами, активным использованием легато, свипа, теппинга и рычага, а также комбинированного звукоизвлечения медиатор-пальцы. В молодости он брал уроки у Joe Satriani и впоследствии превзошёл своего учителя. При игре стоя гитара находится достаточно высоко.

Музыка Вая отличается космической фразировкой. Среди наиболее выдающихся инструментальных произведений можно выделить композиции For the Love of God и The Crying Machine.

 

Joe Satriani

Джо Сатриани был гитарным преподавателем и выпустил свой первый сольный альбом в 1986 году, который не получил коммерческого успеха. Однако уже через год ставший знаменитым его ученик Steve Vai сделал рекламу своему учителю и второй альбом принёс музыканту популярность. Всего в течение карьеры было выпущено 15 студийных пластинок. В 1993 - 1994 годах Сатриани играл в группе Deep Purple, но отклонил предложение остаться в ней на постоянной основе. Начиная с 1996 года сформировал концертную банду G3, в которую помимо него всегда входил Steve Vai, а также третий приглашаемый гитарист. После 2012 года вторым постоянным участником стал John Petrucci.

Основным инструментом Сатриани является именной Ibanez JS, выпускаемый в различных версиях и комплектуемый датчиками DiMarzio. В качестве усилителей в Джо использует головы Marshall и Peavey.

Техника игры Джо Сатриани характеризуется блюзовой постановкой левой руки вкупе с четрёхпальцевой аппликатурой, звукоизвлечением кистью правой руки с поджатыми пальцами, активным использованием легато, рычага и изредка теппинга. При игре стоя гитара находится на среднем уровне.

Фразировка Сатриани во многом тяготеет к роковой манере. Среди наиболее известных инструментальных произведений можно выделить композиции Surfing with the Alien и Flying in a Blue Dream.

 

Paul Gilbert

Пол Гилберт играл в группах Racer X и Mr. Big, однако мировое признание он получил как скоростной гитарист-виртуоз, издавший полтора десятка сольных альбомов начиная с конца 1990-х.

Основным инструментом Пола является Ibanez PGM с тремоло Floyd Rose, хотя в последнее время он чаще использует Ibanez FRM с фиксированным бриджем tune-o-matic и струнодержателем stop bar. В качестве усилителей Гилберт предпочитает головы Marshall и Laney.

Техника игры Пола Гилберт характеризуется смешанной классическо-блюзовой постановкой левой руки с использованием четырёхпальцевых аппликатур, звукоизвлечением кистью правой руки с поджатыми пальцами, резкой атакой, высокой скоростью переменного штриха, использованием свипа и теппинга. При игре стоя гитара находится на среднем уровне.

В качестве примеров творчества можно послушать композиции с сольных альбомов, например, Fuzz Universe.

 

John Petrucci

Джон Петруччи играет в группе Dream Theater c 1985 года и приобрёл всемирную известность прежде всего как гитарист-виртуоз, издав за тридцать лет 15 студийных альбомов.

Основными инструментами Джона являются линейка Music Man Majesty и JP, выпускающаяся с 2001 года, тогда как в 90-е он играл на Ibanez JPM. При этом помимо 6-струнных гитар музыкант использует также 7-струнные версии. В качестве усилителей Петруччи предпочитает головы Mesa вкупе с цифровыми процессорами.

Техника игры Джона Петруччи характеризуется классической посадкой, блюзовой постановкой левой руки с использованием четырёхпальцевых аппликатур, звукоизвлечением кистью правой руки с подключением предплечья во время исполнения скоростных пассажей и секвенций (чего не было в молодости), высокой скоростью переменного штриха, использованием свипа и теппинга. При игре стоя гитара находится высоко.

В качестве примеров творчества можно послушать композиции с альбомов, например, Wither.

 

Nuno Bettencourt

Нуно Беттенкурт выступает гитаристом группы Extreme, но в первую очередь он известен как скоростной виртуоз, записавшийся и переигравший со многими поп и рок исполнителями, включая Nickelback.

Основным инструментом Нуно является именной Washburn N4 с уникальным креплением грифа Stephens Extended Cutaway, датчиками Bill Lawrence и Seymour Dundan, а также тремоло Floyd Rose, выпускаемый из различных пород древесины (ясень, ольха, махогони, корина, падук). В качестве усилителей Беттенкурт предпочитает головы Marshall.

Техника игры Нуно Беттенкурта отличается от большинства гитаристов классической постановкой левой руки с использованием четырёхпальцевых аппликатур. Звукоизвлечение производится кистью правой руки и характеризуется резкой атакой, а также одновременной комбинацией свипа и теппинга. При игре стоя гитара находится достаточно низко.

В качестве примеров творчества можно послушать композиции группы Extreme, например, He-Man Woman Hater.

 

Richie Kotzen

Ричи Коцен был гитаристом таких групп, как Poison и Mr. Big, а также The Winery Dogs, но мировую известность он получил вначале как скоростной виртуоз, а затем как игрок fingerstyle, записавший в общей сложности более 30 сольных альбомов.

В разные годы инструментами Ричи являлись Ibanez RG и Fender Telecaster. В качестве усилителей Коцен предпочитает головы Marshall и Fender.

Техника игры Ричи Коцена отличается от большинства гитаристов классической постановкой левой руки с использованием четырёхпальцевых аппликатур. Звукоизвлечение производится кистью правой руки с пожатыми пальцами и характеризуется резкой атакой, высокой скоростью переменного штриха, применением свипа и теппинга, а также отказом от медиатора в пользу игры пальцами в последние годы. При игре стоя гитара находится достаточно высоко.

В качестве примеров творчества можно послушать композиции с различных сольных альбомов, которые существенно отличаются по стилистике в зависимости от года выпуска.

 

Steve Lukather

Стив Люкатер был гитаристом группы Toto, выпуская альбомы с 1978 года, но мировую известность он приобрёл в первую очередь как музыкант-виртуоз, издавший 8 сольных дисков и получивший несколько премий Grammy.

Основным инструментом Стива на сегодняшний день является линейка Music Man Luke. В прежние годы он использовал заказные гитары. В начале карьеры предпочтение отдавалось датчикам EMG, однако впоследствии выбор был сделан в пользу DiMarzio. В качестве усилителей Люкатер предпочитает головы Bogner, Marshall и Mesa.

Техника игры Стива Люкатера характеризуется блюзовой постановкой левой руки с использованием четырёхпальцевых аппликатур, звукоизвлечением кистью правой руки с поджатыми пальцами и подключением предплечья во время тремоло, резкой атакой, высокой скоростью переменного штриха, сочными бендами и вибрато. При игре стоя гитара находится на среднем уровне.

В качестве примеров творчества можно послушать композиции с сольных альбомов.

 

Greg Howe

Грег Хоу получил мировую известность в конце 1980-х как сольный исполнитель, играющий инструментальную музыку в стилях джаз-фьюжн и рок и издавший 10 студийных альбомов. Он являлся концертным гитаристом Michael Jackson в легендарном туре History, а также ряда других поп-музыкантов.

Основными инструментами Грега на сегодняшний день являются гитары Kiesel и более ранние Carvin. В качестве усилителей Хоу предпочитает головы DV Mark.

Техника игры Грега Хоу характеризуется смешанной классическо-блюзовой постановкой левой руки с использованием четырёхпальцевых аппликатур, звукоизвлечением предплечьем правой руки с поджатыми пальцами, резкой атакой, высокой скоростью переменного штриха, использованием свипа и теппинга. При игре стоя гитара находится достаточно высоко.

В качестве примеров творчества можно послушать композиции с сольных альбомов.

 

Tony Macalpine

Тони Макалпин приобрёл мировую известность в конце 1980-х как сольный исполнитель, играющий инструментальную музыку в стилях фьюжн и рок и издавший 12 студийных альбомов. Он выступал аккомпанирующим гитаристом Steve Vai в туре G3 в период 2004-2005 годов.

Основными инструментами Тони на сегодняшний день являются 7- и 8-струнные гитары Ibanez. В качестве усилителей Макалпин предпочитает головы Hughes & Kettner.

Техника игры Тони Макалпина характеризуется блюзовой постановкой левой руки с использованием четырёхпальцевых аппликатур, звукоизвлечением кистью правой руки, высокой скоростью переменного штриха, использованием свипа и теппинга. При игре стоя гитара находится достаточно высоко.

В качестве примеров творчества можно послушать композиции с сольных альбомов.

 

Michael Romeo

Майкл Ромео выступает гитаристом металл-группы Symphony X, выпуская альбомы с 1994 года, но мировую известность он получил в первую очередь как скоростной виртуоз, играющий в неоклассическом стиле.

Основным инструментом Майкла сегодня является Caparison Dellinger. В прежние годы он использовал ESP и Fender Stratocaster. В качестве усилителей Ромео предпочитает головы Engl, Marshall и Mesa, а также процессоры TC Electronic.

Техника игры Майкла Ромео отличается от большинства гитаристов классическими посадкой и постановкой левой руки с использованием четырёхпальцевых аппликатур. Звукоизвлечение производится кистью правой руки. Атака относительно слабая. Переменный штрих обладает высокой скоростью, активно применяется свип и теппинг. При игре стоя гитара находится достаточно высоко.

В качестве примеров творчества можно послушать композиции с альбомов, например, Sea of Lies.

 

Buckethead

Бакетхед был концертным гитаристом Guns n' Roses и ряда малоизвестных коллективов, однако мировое признание он получил как сольный исполнитель-виртуоз, издавший за тридцать лет более 30 альбомов. Известен своим выступлением в маске и ведре на голове, а также легендой, что его воспитали курицы.

Основным инструментом музыканта является именной Gibson Les Paul белого цвета с красной кнопкой kill-switch. В качестве усилителей Бакетхед предпочитает головы Mesa, Engl, Marshall, Bogner, Peavey, EVH и др.

Техника игры Бакетхеда характеризуется смешанной классическо-блюзовой постановкой левой руки с использованием четрёхпальцевых аппликатур, звукоизвлечением кистью правой руки с поджатыми пальцами, резкой атакой, высокой скоростью переменного штриха, а также применением свипа и теппинга. При игре стоя гитара находится на среднем уровне.

В качестве примеров сольного творчества можно послушать композиции с альбомов, например, Soothsayer.

 

Andy James

Энди Джеймс родился в Англии и с детства мечтал овладеть техникой скоростной игры на гитаре, что получилось у него с лихвой. В настоящее время он являтеся сольным музыкантом и участвует в джемах со звёздами первой величины, такими как Michael Angelo, John Petrucci и Zakk Wylde.

В настоящее время основным инструментом Энди являются семиструнные гитары Kiesel. Ранее он был замечен с инструментами Ltd и Music Man. В качестве усиления Джеймс предпочитает головы Laney вкупе с цифровыми процессорами.

Техника игры Энди Джеймса характеризуется классической постановкой левой руки с использованием трёхпальцевых аппликатур, звукоизвлечением кистью правой руки с поджатыми пальцами, резкой атакой, сумасшедшей скоростью переменного штриха, а также применением свипа и теппинга. При игре стоя гитара находится достаточно высоко.

В качестве примеров сольного творчества можно послушать ролики на его Youtube-канале Andy James Guitar Academy.

 

Kirk Hammett

Кирк Хамметт приобрёл мировую известность как соло-гитарист легендарной группы Metallica, название которой стало нарицательным после выхода культового третьего альбома Master of Puppets в 1986 году. Следом за ним в 1990-е последовали кульминационные чёрный альбом и двойной Load–Reload. В общей сложности было записано 10 студийных пластинок.

Основным инструментом Кирка является именная линейка ESP со сквозным грифом, активными датчиками EMG и тремоло Floyd Rose. Помимо этого музыкант имеет в своей коллекции ESP Flying V, Jackson Randy Rhoads, а также Gibson Les Paul Custom и несколько оригинальных Standard 1950-х годов, включая гитару самого Gary Moore. В качестве усилителей Хамметт в различные годы использовал головы Mesa Boogie, Randall и Fortin Meathead, в то время как его напарник James Hetfield давно перешёл на Diezel VH4.

Техника игры Кирка Хамметта характеризуется блюзовой постановкой левой руки вкупе с трёхпальцевой аппликатурой и звукоизвлечением кистью правой руки. Во время атаки гитара периодически не строит, бенды не всегда попадают в ноты, а вибрато очень узкое «ногтевое». Также на Youtube есть много концертных роликов, в которых Кирк допускает ошибки во время игры. На студийных записях дела обстоят несколько лучше. Положение гитары в позе стоя среднее по высоте.

Среди выдающихся сольных партий можно выделить баллады Unforgiven и Unforgiven II.

 

Marty Friedman

Марти Фридман присоединился к спид-метал группе Megadeth в 1990 году и отыграл в её составе наиболее успешные десять лет, записав 5 студийных альбомов и превзойдя в этом плане всех других гитаристов, не считая основателя Dave Mustaine.

Основным гитарами Марти в период Megadeth являлись Jackson Kelly и Randy Rhoads. В настоящее время музыкант предпочитает инструменты PRS и Gibson. В качестве усилителей в различные годы Фридман использовал головы Marshall, Engl, Custom Audio Electronics, Soldano, Bogner, VHT и др.

Техника игры Марти Фридмана отличается от всех гитаристов постановкой правой руки, которая имеет сильный изгиб в запястье, напоминающий болезнь ДЦП. Звукоизвлечение производится кистью. Расположение левой руки характеризуется блюзовой манерой вкупе с трёхпальцевой аппликатурой. Фридман владеет свипом и выполняет очень красивые бенды и вибрато. При игре стоя гитара находится достаточно высоко.

Марти обладает неплохой фразировкой. Среди выдающихся сольных партий наиболее известной является композиция Tornado of Souls.

 

Jeff Hanneman

Джефф Ханнеман играл в трэш-метал группе Slayer с момента её основания и добился мировой известности после выхода культового третьего альбома Reign in Blood в 1986 году. В общей сложности было записано 11 студийных пластинок.

Основным инструментом Джеффа являлся именной ESP со сквозным грифом, активными датчиками EMG и тремоло Kahler. В начале своей карьеры он играл на гитарах BC Rich Bich и Warlock, а также Jackson Soloist. В качестве усилителей Ханнеман использовал головы Marshall.

Техника игры Джеффа Ханнемана характеризовалась блюзовой постановкой левой руки вкупе с четырёхпальцевой аппликатурой, звукоизвлечением кистью правой руки с подключением предплечья во время исполнения быстрых пассажей и ритмических фигур, сумасшедшей скоростью переменного штриха, а также активным использованием рычага. При игре стоя гитара находилась на среднем уровне.

Все сольные партии были достаточно однообразны и предсказуемы. Среди них можно выделить сыгранное на двоих с Kerry King соло из композиции Angel of Death.

 

K.K. Downing

Кеннет Даунинг в течение более чем 40 лет играл в группе Judas Priest, которая наравне с Black Sabbath считается сегодня родоначальником тяжёлого металла. Мировое признание к команде пришло в 1982 году после выхода альбома Screaming for Vengeance и окончательно закрепилось в 1990 году благодаря выпуску пластинки Painkiller.

В качестве основной гитары Кеннет использовал инструменты Hamer стрелообразной формы с активными датчиками EMG, тремоло Floyd Rose и скалопированной накладкой. В вопросе выбора усилителей Даунинг предпочитал головы Marshall.

Техника игры К.К. Даунинга характеризовалась блюзовой постановкой левой руки с использованием четырёхпальцевых аппликатур и звукоизвлечением кистью правой руки с периодической установкой якоря на деку. Кеннет обладал высокой скоростью переменного штриха и активно использовал рычаг во время соло. При игре стоя гитара находилась на среднем уровне.

Даунинг отличался эмоциональной манерой исполнения и очень интересной фразировкой. В качестве выдающихся гитарных соло можно отметить композицию Victim of Changes в концертном варианте.

 

Karl Logan

Карл Логан присоединился к группе Manowar в 1994 году и вывел её звучание на качественно новый уровень. Выпущенный в 1996 году альбом Louder Than Hell стал апогеем творчества команды и разошёлся по планете тиражом более 1 млн экземпляров, а неизвестный доселе гитарист получил всемирное признание.

В качестве основной гитары Карл использует инструменты MC Guitars со сквозным грифом, активными датчиками EMG и тремоло Kahler. В вопросе выбора усилителей Логан предпочитает головы Marshall.

Техника игры Карла Логана отличается от большинства гитаристов классической постановкой левой руки и использованием четырёхпальцевых аппликатур. Звукоизвлечение производится кистью правой руки. Карл обладает сумасшедшей скоростью и использует в своих соло переменный штрих, свип и восьмипальцевый теппинг. В то же время на концертах он иногда допускает грязь во время игры. Положение гитары в позе стоя достаточно высокое.

Карл обладает очень интересной фразировкой. В качестве выдающихся гитарных соло можно отметить композиции с упомянутого альбома Louder Than Hell, включая инструментальную вещь My Spirit Lives On и красивейшую балладу Courage.

 

Zakk Wylde

Закк Вайлд был принят в группу Ozzy Osbourne в 1987 году в возрасте 20 лет и с тех пор успел записать с ним пять студийных альбомов, а также впустить десяток сольных пластинок в составе собственной банды Black Label Society. Дебют на большой сцене неизвестного ранее гитариста из Нью-Джерси имел сенсационный успех аналогично выступлениям Рэнди Роадса и принёс ему поистине мировую славу.

Закк Вайлд играет преимущественно на покрашенных в виде мишени гитарах Gibson Les Paul Custom и Flying V с кленовым грифом и активными датчиками EMG для достижения наилучшей атаки и читаемости на перегрузе. Также фабрикой Gibson была выпущена лимитированная серия именных инструментов SGV, представляющая собой симбиоз SG и Flying V. В последнее время мистер Вайлд запустил в производство собственную линейку гитар Wylde, во многом копирующую продукцию Gibson. В качестве усилителей Закк использует головы Marshall.

Техника игры Закка Вайлда отличается от большинства гитаристов включением предплечья вкупе с загнутым запястьем для звукоизвлечения в положении сидя, хотя во время игры стоя он задействует кисть правой руки. Интересно отметить, что в молодости Закк также играл кистью сидя, но в какой-то момент времени переучился. Музыкант предпочитает в основном блюзовую постановку левой руки и четырёхпальцевые аппликатуры, обладает яростной атакой (обратите внимание на щелчки струн во время касания их медиатором), агрессивными бендами и вибрато, безудержной скоростью при игре переменным штрихом, извлечением медиаторных флажолетов, использованием легато, изредка теппинга, а также комбинированного звукоизвлечения медиатор-пальцы. При игре стоя положение гитары низкое. В определённый период карьеры Закк ставил инструмент на колено во время исполнения сольных партий, но затем вернулся к классической позе.

Необходимо отметить, что звучание Закка Вайлда, также как и его техника, является довольно нетривиальным, особенно учитывая изначально популярную связку Gibson и Marshall. Во время соло он часто использует эффект Wah. В то же время, с учётом специфики исполняемой им музыки такой звук выглядит уместным и оправдывает себя. Ещё одним интересным фактом выступает активное использование Закком акустической гитары, что большая редкость для шредеров.

Среди крутых гитарных риффов можно выделить композиции I Don't Want to Change the World и No More Tears c одноимённой пластинки Ozzy Osbourne, а также зубодробительный сольный альбом 1919 Eternal (2002). В качестве выдающихся соло - баллады Mama, I’m Coming Home, Road to Nowhere, Old LA Tonight, Here for You и Farewell.

 

Gary Moore

Легендарный блюз-роковый гитарист Гэри Мур начал свой творческий путь в возрасте 16 лет в группе Skid Row, затем на протяжении 1970-х играл в командах Thin Lizzy и Colosseum II. Однако настоящая известность пришла к музыканту лишь в 1990 году после выпуска сольного альбома Still Got the Blues и последовавшего за ним концертника Blues Alive, благодаря которым он стал считаться лучшим белокожим блюзменом.

Основным инструментом выдающегося ирландского музыканта на протяжении всей его карьеры был оригинальный Gibson Les Paul Standard 1959 года выпуска, принадлежащий сегодня Kirk Hammett, с которым связана одна занимательная история. Во время работы над чёрным альбомом Metallica в 1991 году Хамметт с помощью имевшихся у него моделей ESP, усилителей Mesa и процессоров пытался получить звук соло гитары аналогичный звучанию Мура с альбома Still Got the Blues. После осознания тщетности предпринимаемых им попыток он рассказал об этом в одном из интервью, которое прочитал Гэри Мур и ответил ему в своём интервью. Совет был прост и гениален – купить Les Paul 1959 года, примочку Guv’nor и голову JTM45. Спустя много лет уже после смерти Мура он был воплощён Хамметтом в жизнь. В качестве усилителей Гэри использовал винтажные Marshall.

Техника игры Гэри Мура характеризовалась блюзовой постановкой левой руки, использованием трёхпальцевых аппликатур, звукоизвлечением кистью правой руки с постановкой на stop bar и подключением предплечья во время исполнения скоростных секвенций, сочными бендами и вибрато, а также добавлением искусственной грязи во время исполнения соло. При игре стоя гитара находилась на средней высоте.

Среди наиболее выдающихся произведений можно выделить ставшие бессмертными композиции Still Got the Blues и Parisienne Walkways.

 

Steve Stevens

Стив Стивенс получил мировую известность в качестве гитариста Billy Idol в начале 1980‑х. Также он сотрудничал с такими исполнителями, как Michael Jackson и Vince Neil.

Основным инструментом Стива являются гитары Knaggs. Помимо этого, в арсенале музыканта есть коллекция Gibson Les Paul, а также Hamer Californian Holoskull. Выбор звукоснимателей был сделан в пользу Bare Knuckle, включая именную модель Rebell Yell. В качестве усилителей Стивенс предпочитает головы Friedman вкупе с лоадбоксом Two Notes Torpedo Live. В целом, гитарист крайне щепетильно относится к качеству собственного звука.

Техника игры Стива Стивенса характеризуется блюзовой постановкой левой руки вкупе с четырёхпальцевой аппликатурой, звукоизвлечением кистью правой руки с поджатыми пальцами и подключением предплечья во время исполнения скоростных секвенций при игре сидя, сочными бендами и вибрато. При игре стоя гитара находится на средней высоте.

Звучание гитары Стива Стивенса является образцовым. Среди интересных гитарных соло можно выделить композиции Rebell Yell и John Wayne.

 

Slash

Слэш приобрёл мировую известность после выхода дебютного альбома Guns n' Roses в 1987 году. Успеху способствовали не только ставшие культовыми хард-роковые риффы Welcome to the Jungle, Nightrain, Paradise City и Sweet Child o’ Mine, но и сценический имидж музыканта. На сегодняшний день он имеет наибольшее число подписчиков в Instagram среди всех гитаристов - более 2 млн человек, что превышает количество подписчиков самого Gibson.

Основным инструментом Слэша на протяжении всей карьеры является Gibson Les Paul Standard с датчиками Seymour Duncan. Интересно отметить, что его первой гитарой оказалась мастеровая копия Les Paul производства Kris Derrig, на которой был записан альбом Appetite for Destruction. Впоследствии Слэш стал официальным эндорсером Gibson и выпустил несколько линеек именных инструментов, среди которых Snakepit, Rosso Corsa, Vermillion, Anaconda и др. В случае необходимости применения Floyd Rose в руки берётся сквозной BC Rich Mockingbird. В качестве усилителей Слэш использует головы Marshall, включая подписные модели Silver Jubilee JCM 2555 и AFD100.

Навыки игры Слэша не отличаются особой техничностью и скоростью. Он применяет блюзовую постановку левой руки вкупе с трёхпальцевой аппликатурой и звукоизвлечение кистью правой руки. Атака на риффах и соло достаточно слабая, бенды не всегда попадают в ноты, вибрато очень узкое «ногтевое», а при смене аккордов периодически слышен скрежет от струн. Кроме того, на Youtube есть много концертных роликов, в которых Слэш допускает ошибки во время игры. На студийных записях дела обстоят несколько лучше. Положение гитары в позе стоя низкое с факультативной постановкой на колено и подключением предплечья во время тремоло.

Звучание гитариста можно охарактеризовать как рокерское и достаточно грязное на риффах. Во время исполнения сольных партий часто весьма кстати используется педаль Wah. Фразировка строится преимущественно на блюзовой пентатонике.

Среди наиболее значимых соло можно выделить Don’t cry, Knockin' on Heavens Door, November Rain, Civil War и, конечно же, культовый Sweet Child o’ Mine. Также стоит рекомендовать к прослушиванию сольный альбом Slash (2010) с хитовыми композициями Promise, I Hold On, Starlight и др.

 

Richie Sambora

Гитарист из Нью-Джерси Ричи Самбора стал знаменитым после выпуска первого альбома Bon Jovi в 1984 году, за которым последовало ещё 11 студийных пластинок в составе группы и 3 сольных диска. Запоминающийся сценический образ и неоспоримый талант не позволили ему остаться незамеченным на фоне других музыкантов 80-х.

На протяжении карьеры Ричи играл на множестве гитар – именной линейке Kramer, Fender Stratocaster и Telecaster, Gibson Les Paul и Flying V, Dommenget, Paoletti и подписной модели Floyd Rose. В качестве усилителей в разные годы использовались головы Marshall, Fender и Diezel.

Техника игры Ричи Самборы характеризуется блюзовой постановкой левой руки вкупе с трёхпальцевой аппликатурой, звукоизвлечением кистью правой руки, экспрессивной атакой, сочными бендами и вибрато, частым применением медиаторных флажолетов и скольжений, периодическим использованием слайда и рычага, а также легендарного «говорящего» эффекта Talk Box. Глядя на его эмоциональную манеру сольного исполнения и частую импровизацию на концертах понимаешь, что музыкант чувствует душой каждую сыгранную им ноту. При игре стоя гитара находится на средней высоте.

Ричи Самбора обладает исключительной фразировкой и является автором наибольшего числа выдающихся роковых соло, среди которых можно выделить композиции You Give Love a Bad Name, Wanted Dead or Alive, In These Arms, Bed of Roses, This Ain’t a Love Song, Two Story Town, Undivided, Have a Nice Day, This Is Love This Is Life, I'm With You и конечно эпический Dry County. При этом многие студийные варианты исполнения, в особенности песни Runaway, I’ll Be There for You, (You Want To) Make a Memory и легендарный Always, были переиграны на концертах в совершенно иной интерпретации, поэтому рекомендуем просмотр на Youtube живых выступлений Live in London (1995), Zurich (2000) и Madison Square Garden (2008). На сольных пластинках стоит отметить синглы Rosie, Father Time и Who I Am. 

 

Matthias Jabs

Гитарист из Ганновера Маттиас Ябс присоединился к набирающей обороты группе Scorpions в 1978 году и приобрёл мировую известность в начале 1980-х после выпуска нескольких хитовых альбомов во главе с культовым диском Love at First Sting. В общей сложности музыкантами было записано 13 студийных пластинок.

На протяжении всей карьеры основными инструментами Маттиаса являются Gibson Explorer и Fender Stratocaster, а также заказная линейка Dommenget. В качестве усилителей Ябс предпочитает головы Marshall.

Техника игры Маттиаса Ябса характеризуется блюзовой постановкой левой руки вкупе с четырёхпальцевой аппликатурой, звукоизвлечением кистью правой руки с поджатыми пальцами, периодическим применением медиаторных флажолетов и скольжений, использованием рычага и «говорящего» эффекта Talk Box. При игре стоя гитара находится на средней высоте.

Маттиас Ябс обладает очень интересной фразировкой, среди выдающихся соло можно выделить композиции No One Like You, Deep and Dark, Your Last Song и взорвавший мир в середине 1980-х новаторский Rock You Like a Hurricane.

 

Phil Collen

Фил Коллен был приглашён в группу Def Leppard в 1982 году и добился мирового признания в конце 1980-х после выпуска хитового альбома Hysteria, записав в общей сложности 10 студийных пластинок.

На протяжении карьеры основным инструментом Коллена выступает подписной Jackson PC1, выпускающийся с болчённым и сквозным грифами, прототипами которых послужили модели Dinky и Soloist. В коллекции музыканта также присутствуют винтажные Fender Stratocaster и Telecaster, Gibson Les Paul Custom и SG, а ещё Ibanez Destroyer. Фил отдаёт предпочтение датчикам DiMarzio, в частности моделям Super Distortion и Super3. Во всех Floyd Rose установлены титановые сёдла. В качестве усилителей музыкант использует головы Marshall и комбики Fender.

Техника игры Фила Коллена характеризуется блюзовой постановкой левой руки вкупе с четырёхпальцевой аппликатурой, звукоизвлечением кистью правой руки с подключением предплечья во время быстрых пассажей и тремоло, высокой скоростью переменного штриха, яркой и острой атакой, очень сочными бендами и вибрато, а также использованием рычага и сустейнера с переходом на гармоники. При игре стоя гитара находится достаточно низко, хотя в начале карьеры располагалась высоко.

Звучание гитары Фила Коллена, как и группы в целом, является образцовым. Среди интересных гитарных партий и соло можно выделить композиции Love Bites, Pour Some Sugar On Me и Promises.

 

Над данной статьей трудился Vlad X